Создатель Венеры Коломенской спустя более чем 30 лет раскрыл ее тайну и рассказал, почему статуе пришлось скрыть наготу, кто все эти годы проводил ей косметические процедуры и где живут ее «близнецы».
Активисты сообщества «Добрососедство Коломны» смогли распутать почти детективную историю и узнать историю появления в Дровяном переулке загадочной скульптуры женщины, ставшей неформальным символом района. «Пигмалионом» оказался петербургский художник Борис Семёнов, посвятивший жизнь копированию мировых шедевров. Вдохновившись эрмитажной статуей, он увековечил память своей матери и всех женщин блокадного Ленинграда. Но против современной трактовки своего творения не возражает. «Если людям хоть чуть-чуть радостно, слава богу», — говорит он. Об истории создания скульптуры и деле всей своей жизни он рассказал на пресс-конференции 13 июля.
Жителям Коломны статуя, прозванная Венерой, известна давно. Активист и муниципальный депутат Илья Киселев признается, что познакомился с ней еще в детстве, когда ходил мимо нее в школу. Старожилы помнят, что когда-то загадочная незнакомка была обнаженной (и, вероятно, потому получила свое прозвище), но потом «оделась» в платье. Время не щадило скульптуру, но повреждения все эти годы кто-то исправно залатывал пластилином. Местные жители тоже чтили свою «богиню». Подобно языческой статуе, ей регулярно раскрашивали глаза и волосы, надевали на неё одежду и даже противогаз.
Когда полгода назад в Коломне возникло добрососедское сообщество, его участники задумались о приведении в порядок скульпторы. Это спасло статую: после обращения на портал «Наш Санкт-Петербург» чиновники выяснили, что она не числится ни на чьем балансе, и постановили снести. Активисты объявили сбор помощи в поддержку неформальной достопримечательности. Власти согласились взять Венеру под опеку после ремонта, но предупредили, что руки до нее дойдут не раньше 2023–2024 года. Между тем заявка на снос продолжала идти по инстанциям. И в мае членам соседского сообщества пришлось экстренно отправлять статую на реставрацию, чтобы уберечь от демонтажа.
Параллельно начались поиски ее создателя. Письма в КГИОП и другие городские ведомства результата не дали. Но одной из участниц сообщества, дизайнеру Анне Толстой, удалось найти зацепку в Союзе художников. Правда, не с первого раза — оказалось, что искать нужно было не среди скульпторов, а среди живописцев.
«Папа» и одновременно «сын» Коломенской Венеры Борис Семёнов родился в 1939 году. Он член Союза художников с 1972 года, народный художник СССР. Одна из главных тем в творчестве — наследие Михаила Лермонтова, страсть — изучение и копирование шедевров мировой живописи.
Свою скульптуру, которая обрела народную известность, он называет «самодеятельностью», а историю создания — «тривиальной». Прототип — мама художника Ольга Александровна. Она всю жизнь проработала маляром-штукатуром. Потеряла мужа в блокаду, сама в 1943 году вместе с сыном была эвакуирована в Капустин Яр. Скончалась в 1987 году в возрасте 73 лет. Сам художник назвал памятник «Женщина блокады». Статуя — выражение сыновней скорби и одновременно выражение почтения ко всем труженицам, отстоявшим город. «Память матери решил почтить, тем более что нашел трудовую книжку, [из которой было ясно], что она всё время была на доске почета. Я стал лепить», — рассказывает он.
Изначально статуя была обнаженной, моделью послужила скульптура Венеры из Эрмитажа, с которой Борис Семёнов делал эскизы. Знакомые скульпторы помогли с формовкой. Первая статуя появилась на Почтамтской улице, недалеко от дома, где жил художник. Вторая — в Дровяном переулке, рядом с мастерской художника. Третья — на Южном кладбище, где была похоронена Ольга Александровна. Сначала Борис Семёнов планировал поставить просто «бюстик». «Но страсть к лепке привела к тому, что сделал ростовую фигуру», — рассказывает он. Первая версия скульптуры была обнаженной, но потом ее пришлось «одеть». «Начались чудеса. Через некоторое время сломали ноги, руки, пришлось переделывать. Подстраивал под ситуацию, когда невозможно сломать», — рассказал он.
В руках статуи на Почтамтской изначально был голубь, но, когда ему отломали голову, он «превратился» в кусок хлеба, что также перекликалось с блокадной темой. Но в целом эта версия не сильно пострадала — удалось договориться с ЖКС. Версии в Дровяном повезло меньше — руки скульптуры пришлось «прижать» к телу. Именно Борис Семёнов был тем человеком, кто украдкой от местных жителей все эти годы оберегал памятник, поправляя Венере лицо пластилином и залатывая повреждения. Причины актов вандализма художник комментирует сухо. «Это говорит о том, что в народе сидит червоточина нехорошая», — отмечает он. А вот против народного креатива он не возражает. «Если людям хоть чуть-чуть радостно, слава богу», — говорит Борис Семёнов. Создателю Венеры «было приятно узнать, что люди обеспокоены судьбой памятника и готовы пожертвовать временем, чтобы его сохранить».
Сейчас Венера находится в реставрационной мастерской. Активисты «Добрососедства Коломны» объявили краудфандинговую кампанию. Стоимость ремонта оценивается в 300 тысяч рублей. Вернуть на место и заново открыть памятник планируют 8 сентября — в День памяти жертв блокады Ленинграда. По словам Анны Толстой, обнажать Венеру, согласно изначальному замыслу, не будут — платье сохранится. А вот вопрос, что будет с ее руками, остается открытым. «Я предоставляю право реставратору проявить творческую активность», — говорит художник.
Сам Борис Семёнов надеется, что интерес горожан к Венере Коломенской поможет ему реализовать еще одну заветную мечту — создать музей шедевров мирового искусства. По словам художника, он проанализировал всё мировое искусство и лучшие, на его взгляд, шедевры тщательно скопировал. Теперь задача — собрать их в одном месте, чтобы подрастающее поколение могло познакомиться с культурным наследием. Пока попытки найти помещение успехом не увенчались. Один из экспонатов — реплика «Страшного суда» Микеланджело размером 9 на 10 метров. Но дело не только в размере выставочной площади. «Оказывается, лучше сделать магазин, а не картинную галерею», — сетует Борис Семёнов. По его словам, коллекцией заинтересовались китайцы, но из-за коронавируса переправить картины в Поднебесную не удалось. «Задача — найти помещение, чтобы служило людям, а не лежало мертвым грузом», — говорит художник.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»