Журналист, советник главы Роскосмоса Иван Сафронов, который находится в СИЗО «Лефортово» по подозрению в госизмене, описал практику работы следствия по таким делам. Его статья опубликована 23 июля в «Ведомостях».
Сафронов подчеркивает, что не пойдет на сделку со следствием в обмен на смягчение наказания.
«Если тебе 30 лет, в конце концов, все можно пережить и перетерпеть. Но если обвиняемому уже за 60 и впереди маячит солидный срок на зоне, то человек ломается. Его нельзя судить за это — каждый сам волен делать свой выбор. Но я неоднократно слышал, что в местах лишения свободы информацией о «досудебщиках» интересуется не только администрация исправительной колонии, но и осужденные. Я свой выбор, к слову, сделал — никаких сделок», — пишет Сафронов.
По его оценке, в России ежегодно выносят около 10 приговоров по делам о госизмене и шпионаже, а в разработке у следствия постоянно находятся не менее 50–70 человек.
«Конвейер работает непрерывно, и не суть важно, кто ты — чиновник, домохозяйка, продавщица, журналист, ученый. Подойдет любой, кто хоть каким-то образом контактировал с иностранцем. Любым. Как показывает практика, возбуждение одного уголовного дела в отношении отдельно взятого человека — не самоцель для следователя. Ему куда важнее построить так называемую уголовную прогрессию. Ее смысл в том, что обвиняемый не только признает вину, но и даст показания на других людей, благодаря чему следствие получает возможность возбуждать все новые и новые дела. В этом суть и досудебного соглашения: смягчение наказания в обмен на показания», — поясняет Сафронов.
Портрет среднего обвиняемого, по мнению журналиста, выглядит следующим образом: «Мужчина или женщина (не важно), возраст — 50+ (можно больше), с высшим образованием и имеющий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну (не обязательно, но желательно), контактирующий с иностранцами (либо по работе, либо в частном порядке)».
Журналист уверен, что «настоящих шпионов» в России не так уж много, однако «система требует все новых и новых дел».
Советник главы корпорации «Роскосмос» по информационной политике Иван Сафронов, а в прошлом журналист «Коммерсанта» и «Ведомостей», был задержан 7 июля 2020 года. Позже его арестовали и предъявили обвинение в госизмене. По версии ФСБ, он работал на чешские спецслужбы, через которые секретные сведения из России утекали в США. Теперь ему грозит до 20 лет лишения свободы. Сафронов не признает себя виновным. От сделки со следствием он отказался.
Президент России Владимир Путин в эфире телеканала «Россия 24» заявил, что Сафронов обвиняется в госизмене не за журналистскую деятельность, а «за ту информацию, которую <...> он передавал одной из европейских спецслужб» во время работы в Роскосмосе. Адвокат Сафронова Иван Павлов, позже также задержанный, отмечал, что его подзащитного обвиняют в передаче секретных данных в период, когда он работал журналистом, а Роскосмос подчеркнул, что во время работы в госкорпорации у Сафронова не было допуска к гостайне. Позднее Путин повторил свой тезис на пресс-конференции в декабре прошлого года.