30 июля на Новой сцене Александринского театра откроется трехдневный фестиваль электронной пространственной музыки «Акусмониум». На него съедутся оркестры громкоговорителей со всего мира.
Третий международный фестиваль «Акусмониум» начнется в пятницу образовательной программой — специалисты дадут мастер-классы по техникам исполнения пространственной музыки. Первый концерт начнется в 19:30. В исполнении оркестров-акусмониумов зрители услышат произведения современных композиторов-экспериментаторов Жан-Клода Риссе, Томаса Горбаха и других.
На следующий день, 31 июля, в Медиацентре Новой сцены Александринки пройдут открытые встречи с зарубежными композиторами и исполнителями в жанре акусматики: звуковой художницей и флейтисткой Анжеликой Кастелло, французским исследователем и композитором Даниэлем Теруджи и другими. Вечером в концертном зале выступит сам участник паблик-тока Теруджи, а также саунд-артист Антон Яхонтов, медиахудожник Олег Макаров и другие авторы и исполнители.
В последний день фестиваля, 1 августа, пройдут круглые столы и артист-токи с именитыми участниками фестиваля. Зрители смогут пообщаться с Диего Лоса — композитором, профессором звукорежиссуры в Сорбонне и преподавателем электроакустической музыки в консерватории Saint-Étienne, и Катариной Клемент — австрийским мультижанровым композитором и исполнителем.
На заключительном концерте выступят венский композитор Матиас Маковский, французский импровизатор Армандо Балис и другие. К знаменитым участникам фестиваля присоединятся слушатели мастер-классов. Начало — в 19:30.
Акусматика — один из экспериментальных музыкальных жанров ХХ века. Его основы в середине прошлого века разработал французский инженер, теоретик и композитор Пьер Шеффер. В 1974 году его ученик композитор Франсуа Бейль воплотил принципы жанра на практике. Он представил публике особый оркестр-акусмониум, созданный для живого исполнения электронной музыки, заранее записанной на физических носителях. Такая музыка исполняется с помощью расположенных в пространстве особым образом громкоговорителей различных форм, размеров и частотных характеристик.
За более чем 40 лет существования идея акусмониума — оркестра громкоговорителей — видоизменялась не только технически, но и концептуально. Остаются неизменными только источники звука и режиссерский пульт, с которого исполнитель — projectionist — создает пространственное звуковое полотно.
12+
Мария Лащева