Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Транспортная реформа «Большая тройка», да не та. Смольный разыграл львиную долю транспортной реформы

«Большая тройка», да не та. Смольный разыграл львиную долю транспортной реформы

30 718

В понедельник, 2 августа, прошли торги по 10 крупнейшим аукционам, которые должны сформировать новую автобусную маршрутную сеть Петербурга. Антимонопольная милость снизошла в тот же день.

Как сообщил комтранс 2 августа, разыграли контракты, каждый из которых включает в себя от 23 до 47 маршрутов, сформированы они по территориальному признаку. «Боролись по 3–4 участника, — подчеркнули в Смольном. — Среди претендентов были и иногородние участники, ранее не работавшие на рынке автобусных перевозок Санкт-Петербурга. В результате конкурентной борьбы по некоторым лотам достигнуто снижение от первоначальной стоимости до 8 процентов».

На этом конкретика заканчивается. В протоколах участники поименованы как «EA-106822», «EA-106891» и др. Именно такие персонажи понижают стартовую цену на торгах, причем нумерация сквозная, то есть одна и та же компания в разных аукционах выступает под разными обозначениями.

«Фонтанке» удалось выяснить промежуточные итоги (почему промежуточные — объясним ниже). По данным источников издания на рынке, на трех «северных» аукционах выиграл «Третий парк», которому они и удобны с точки зрения расположения автобусного парка.
Первый — на 24,9 млрд рублей (судя по данным сайта госзакупок, цена была снижена до 24,6 млрд); в нем три десятка маршрутов, которые тяготеют к Приморскому и Выборгскому районам. Второй — на 22,7 млрд (снижена до 22,4 млрд); это еще под 40 маршрутов — север с захватом, к примеру, Васильевского острова. Третий — на 16,7 млрд (16,2 млрд рублей); в нем, помимо таких направлений как № 249 «Ж.-д. станция Ручьи — станция метро "Приморская"», есть и не соседствующий с ним № 484 «Автобусная станция "Кировский завод" — деревня Андреевка».

Второй член традиционной петербургской «большой тройки» — «Питеравто» — пришел под псевдонимом: в аукционах участвовала компания «Вест-Сервис», известный в Петербурге и области перевозчик с 600-миллионной выручкой. Но бенефициаром обоих является Леонид Бондаренко, так что представительство понятно. Этот участник, по данным «Фонтанки», обошел конкурентов в 5 аукционах. Самый крупный — на 22 млрд. Здесь, впрочем, аукцион признан несостоявшимся, так как участники не сделали ни шага по снижению, и победитель определяется по тому, кто первым подал заявку (если антимонопольщикам это не сильно будет резать глаз). Из оставшихся четырех 3 почти равны по стартовой цене (15,2 млрд, 15,4 млрд и 15,6 млрд рублей), еще один — на 17,4 млрд (но по нему, судя по всему, было достигнуто серьезное снижение до 16 млрд).

Сюрприз — хотя, как посмотреть — это последняя вершина подрядного треугольника. Обычно ей выступала ПТК, однако в этот раз предприятие не стало разворачивать настоящую борьбу за долю рынка. Зато развернули ее москвичи, которых здесь ждали — кто с интересом, кто с неудовольствием. «Фонтанка» писала о том, что зайти на петербургскую маршрутную сеть может «Альфа Грант»; ее директор Марк Рахманин ранее возглавлял ООО «Бургер Стрит М», в собственниках которой значился сын министра внутренних дел Александр Колокольцев. В итоге на аукционы пришел «Домтрансавто», крупный перевозчик из Московской области с выручкой под 2 млрд. СМИ ранее увязывали это предприятие через адрес регистрации и телефон с компаниями «Ранд-Транс-1» и «Ранд-Транс». А в собственниках «Ранд-Транса» и «Альфа-Грант» значился один и тот же человек — Михаил Наугольных. Собеседники «Фонтанки» на рынке не слишком четко запомнили название непосредственного участника петербургских аукционов, но на звукосочетание «альфа» — кивнули сразу.

Гостям сопутствовала удача на двух аукционах. Один со стартовой стоимостью 19,7 млрд (сайт госзакупок видит заявку на 17,8 млрд рублей), в нем преимущественно Московский и Фрунзенский районы. Второй — на 18 млрд, его можно было бы обобщенно назвать красносельско-центральным.

Комтранс не стал подтверждать информацию «Фонтанки». Ведомство официально подчеркнуло: «В ближайшие несколько дней будет проходить процедура проверки конкурсных заявок на соответствие процедурным требованиям, поэтому названия компаний-победителей будет озвучено позже, после 5 августа».

Надо думать, днем 2 августа у комитета была еще одна причина не торопить события. На протяжении последних нескольких дней все ждали протокола комиссии ФАС, которая рассматривала жалобы небольшого перевозчика «Автолайн» на объявленные мега-аукционы.

Претензии в них повторялись и делились на три группы. Первая касалась самой болезненной для подрядчиков части контрактных проектов: санкций за нарушение требований заказчика. Для каждого из них — от курения в кабине до несообщения о ДТП — прописано максимально допустимое число проступков, после которого начинаются суровые штрафы. Некоторые сочли их драконовскими, однако позиция комитета в том, что только так и можно обеспечить выполнение стандарта услуг. «Автолайн» заметил, что «Организатор перевозок» исчисляет этот позволительный лимит за этап исполнения контракта, то есть за месяц, а должен — за часы, километры пробега, количество перевезенных пассажиров, так как в противном случае перевозчики с разной продолжительностью маршрутов оказываются в неравных положениях.

Второе — слишком большое финансовое обеспечение исполнения контракта. Автор жалоб ссылается на письмо ФАС, где говорится, что в Петербурге оно не должно превышать по одному лоту полумиллиарда рублей, однако в крупных аукционах «Организатора перевозок»
этот залог в разы больше. Здесь логика транспортных властей, очевидно, в том, чтобы перекрыть расходы на экстренный запуск автобусов ПАТ и объявление новых аукционов, если перевозчик незапланированно уходит от исполнения обязательств. По большому счету, это вариация на тему величины контрактов, но ранее комтранс согласовал с антимонопольщиками деление всей маршрутной сети на 10 крупных и 10 небольших лотов.

В-третьих, «Автолайн» считает, что «Организатор перевозок» вообще ненадлежащий заказчик, несмотря на то, что именно он представляет город в контрактах много лет.

ФАС приостановила проведение всех аукционов, на прошлой неделе рассмотрела обращение «Автолайна» и села ваять протокол. Еще в пятницу пресс-служба ведомства сообщила «Фонтанке», что жалоба признана частично обоснованной. Однако в какой части — было не ясно, как и то, что будет написано в предписании заказчику: развернуть процедуру или править ее по ходу. Это вопрос принципиальный: аукционы и так объявили позже, чем планировали, а победителям еще предстоит закупить «газовый» подвижной состав и приготовить под него инфраструктуру. «Фонтанка» писала, что предъявить автобусы надо будет заранее. В общем, любая задержка — беда.

Все причастные выжидательно постукивали пальцами по столу день за днем и вглядывались в документы. В частности, обратили внимание на то, что в свойствах файла с жалобой указан пользователь-создатель. Его наименование до степени смешения напоминает почтовый адрес, который ранее фигурировал в закупочных документах «Волгоградского автобусного парка». Бенефициаром его СПАРК видит все того же Леонида Бондаренко, да и домен ящика недвусмысленно намекал — piteravto. «Фонтанка» связалась с заместителем гендиректора «Питеравто» Романом Юреневым. Тот заявил, что компания не имеет отношения к жалобе и такого сотрудника в предприятии нет.

Поздно вечером 2 августа на сайте госзакупок появилось решение и предписание ФАС по всем жалобам. Они признаны обоснованными только «в части установления критерия контроля за соблюдением требований контракта»: это как раз пункт о том, что предельное число нарушений должно рассчитываться не за месяц, а за объем транспортной работы. Однако главное значится в предписании: исправить этот момент «при заключении государственного контракта», то есть процедура идет дальше.

В рамках этих 10 аукционов распределяется 188 млрд рублей (без учета снижения), это практически весь объем расходов на автобусные перевозки в 2022–2028 годах. Объявленные позже «меньшие» 10 аукционов на пару порядков дешевле, самый дорогой — на 1,4 млрд рублей. Соответственно и 2 800 автобусов на газовом топливе, которые будут обеспечивать маршрутную сеть, тоже почти все «разбегутся» по уже разыгранным контрактам.

Справка:

К закупкам приступили со второй попытки: изначально объявленные аукционы отменили, так как приняли решение запускать новую сеть не одним днем — 15 июля 2022 года, — а в 3 этапа: с 1 апреля (на 97 маршрутов выйдут 864 новых автобуса); с 1 июня (693 автобуса начнут обслуживать 94 маршрута); с 15 июля (по 156 маршрутам повезут пассажиров 1 244 автобуса).

Запуск новой модели транспортного обслуживания Смольный готовил несколько лет; из-за пандемии его перенесли с 2020-го на лето 2022 года, благо в Госдуме приняли разрешающий это закон. Суть заключается в том, чтобы всех коммерческих перевозчиков перевести на единый социальный тариф и сократить число маршрутов. Оставшиеся разыграют на аукционах с контрактами новой формы: город оплачивает так называемые брутто-контракты и берет на себя все риски по недобору пассажиров, однако выручку забирает в бюджет. Подробнее о том, как будет выглядеть транспортная реформа и на чем она поедет, читайте в материалах «Фонтанки».

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях