В середине августа туристы отправятся по новому маршруту — в виртуальный Петербург несбывшихся и утраченных памятников архитектуры. «Фонтанка» поговорила с создателями необычного проекта, работа над которым шла два года.
Вы когда-нибудь хотели увидеть своими глазами Башню Татлина — огромную, по высоте сравнимую с Лахта Центром, да к тому же — частями — вращающуюся вокруг своей оси? Строение будто бы из научной фантастики сразу после Октябрьской революции могли бы возвести в самом центре города, но этого не случилось — и слава богу, а не то оно убило бы классические петербургские панорамы. Но новые технологии сделали возможным компромисс: Башню Татлина и ещё пять объектов «спрятали» в виртуальной реальности. Историки, архитекторы и компьютерные специалисты в течение двух лет собирали информацию, рисовали модели и, наконец, завершили стройку. Первые зрители оценят результат 14 августа. Билеты раскуплены далеко вперед.
VR, а не «рисование в воздухе»
«Без использования технологий экскурсии сводились к показу каких-то картинок на картонках или «рисованию» в воздухе: «Вот тут лежит камень, а представьте, что тут был замок!» Не каждый «включит» воображение так, чтобы у него замок «нарисовался», да ещё и определенного автора», — объясняет значимость проекта Олег Васильков, основатель компании Arvizio, занимающийся разработкой виртуального контента.
Теперь ломать голову и представлять архитектурные конструкции не будет необходимости: их покажут VR-очки. Прогулку по несуществующему Петербургу, часть достопримечательностей которого будет находиться в виртуальной реальности, запускает проект «Петербург глазами инженера». Она так и будет называться: «Несбывшийся и утраченный Петербург: от Петропавловской крепости до Исаакиевского собора».
Пеший маршрут стартует от Иоанновского моста со стороны Кронверкской набережной, а завершается у Исаакиевского собора. По пути экскурсанты увидят такие диковинки, как Петровский наплавной мост, памятник III Коммунистического интернационала, первая Петропавловская крепость, круглая Биржа Джакомо Кваренги — предшественница нынешней, Тома де Томона, гигантский одноарочный мост Кулибина через Неву, Исаакиевский собор Антонио Ринальди с высокой колокольней. Все эти достопримечательности воссоздавали по историческим документам.
Чертежи и аналогии
Чтобы построить макеты зданий в виртуальной реальности, первым делом нужно было обратиться к архивам: ведь речь идёт о реальных исторических проектах. Информацию о каждой из точек для новой экскурсии собирали порядка двух лет: смотрели и профильную литературу, и документы, хранящиеся в Музее истории Санкт-Петербурга. Только после сбора материала, который позволил максимально точно воспроизвести внешний вид и размеры объектов в компьютерном виде, подключились технические специалисты.
Чтобы разработать макет, нужна целая команда специалистов: тот, кто нарисует 3D-модели, а еще — дизайнер и даже архитектор-реставратор. Они изучают стиль каждого мастера, смотрят на другие его работы и при воссоздании нужного здания опираются на эти примеры. При этом результаты их труда все равно не могут претендовать на стопроцентную историческую точность, а являются определённым «видением».
К тому же объем работ в каждом случае — разный. Где-то в современную 360-градусную панораму города «вписывают» только один VR-объект. Если же за годы облик города поменялся значительно, то приходится перерисовывать и окружающие здания.
Куда «встраивать» здания — отдельный вопрос, который пришлось решать при создании экскурсии. Например, в случае с 400-метровой Башней Татлина в послереволюционные годы до выбора конкретного адреса строительства дело не дошло. Авторы экскурсии выбрали для нее «место» в Александровском саду — там, где находится автозаправка.
А что дальше?
Предполагается, что со временем маршрут пополнится новыми элементами. Например, среди объектов появится стрелка Васильевского острова, полностью воссозданная на конец XVIII века.
Формат — пеший или автобусный — возможно, «привяжут» к времени года. Если зимой экскурсанты будут перемещаться между точками на транспортном средстве, то тур получится расширить рассказом о строениях, находящихся в удалении от центра.
Так, модель звонницы Смольного собора уже сейчас готова в виртуальной реальности, но идти туда пешком слишком долго.
«Прогулка сделана так, чтобы на одном маршруте люди могли бы посмотреть разные эпохи и разные периоды жизни города», — отмечает Олег Васильков. «В одном из вариантов прогулки экскурсия начинается с рассказа о домике Петра I, а потом мы идём на Троицкую площадь и вокруг Петропавловской крепости. С высоты птичьего полёта там будет два ракурса на крепость начала XVIII века, когда там ещё стоял деревянный Петропавловский собор», — описывает он. Реалистичности картинке добавит модель парусника «Ингерманланд» — линейного корабля, спроектированного лично Петром I.
Вопрос о том, какие именно проекты прошлого достойны быть воссозданными на подобной экскурсии, спорный. Несмотря на то, самим создателям проекта хотелось бы видеть, например, «построенный» в VR концертный зал Чагина и Шене, пока что этой модели не существует. Согласно проекту, здание могло бы «продолжить» стрелку Васильевского острова и «врезаться» в Неву, расположившись на новой насыпи, но план не был реализован. Разработка любой натуралистичной модели здания занимает несколько месяцев, в этом же случае придётся дополнительно «делать насыпь» на стрелке Васильевского: именно так изменить облик города в бумагах планировали архитекторы. Тратить силы на объект, информации о котором почти не осталось и о котором мало кто слышал, технические разработчики не всегда считают «целесообразным».
Почему архитектурные экскурсии стали модными?
Авторы новой экскурсии не ждут, что она произведет «культурную революцию», но рады появлению нового формата. К нему пришли «органично», последовав примеру коллег из московского филиала, где такая VR-прогулка по местным достопримечательностям существует с 2018 года.
Главное, что историкам в очередной раз удалось привлечь внимание к темам, ранее невостребованным. Так же, как в свое время со вводом экскурсий по модернизму.
«Это была довольно сложная тема, потому что такие здания многие оценивают как безликие бетонные постройки. Мы же систематически учим видеть в них красоту», — говорит куратор проекта «Петербург глазами инженера» Наталья Кузнецова.
По её словам, ещё пять лет назад аналогичный «прорыв» случился и с темой авангарда: раньше здания в такой стилистике было принято рассматривать как «серые унылые советские разваливающиеся коробки».
В целом интерес к архитектурным прогулкам и историческому наследию Кузнецова связывает среди прочего с актуальностью градозащитной повестки.
«Людям всё больше становятся интересны конструкции и архитектура города, а значит, и наши экскурсии о них», — предполагает она.
Например, месяц назад авторам прогулки, посвящённой яхт-клубу на Приморской косе — ярчайшему образцу модернизма, известному не только архитектурным обликом, но и скандалами с попытками рейдерского захвата, по её словам, закрыли допуск внутрь здания.
«Есть предпосылки предполагать, что это случилось не просто так», — говорит о случившемся Кузнецова. «Мы будем активно водить экскурсии вокруг и привлекать к клубу внимание», — добавляет она.
VR — лишь инструмент
Тем, кто ожидает от новой экскурсии в «несбывшийся» Петербург всеобъемлющего технологического чуда, всё же стоит быть готовыми к тому, что на протяжении 2,5-часовой экскурсии между «сеансами» виртуальной реальности экскурсовод будет привычно говорить по радиогиду.
Как считает ведущий «Несбывшегося и утраченного Петербурга» Антон Жирнов, залогом качества любой современной прогулки всё ещё остаётся экскурсовод, который способен донести собственное экспертное мнение: «Остальное, включая VR, — лишь инструменты, которыми хорошо бы уметь правильно пользоваться».
Ольга Минеева, «Фонтанка.ру»