Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

южн.

739мм 80%
Подробнее
4 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Бизнес Приговоренный ЛДМ как символ ушедшей эпохи

Приговоренный ЛДМ как символ ушедшей эпохи

55 652

Решение покупателя Ленинградского дворца молодежи «Группы Эталон» построить на его месте жилой дом премиум-класса переворачивает примечательную страницу истории Петербурга. В ЛДМ, словно в параллельных мирах, уживались две непересекающиеся реальности.

Сообщение для акционеров «Группы Эталон», извещающее о приобретении здания и 4 га вокруг него на Песочной набережной, ознаменовало конец четырехлетней истории поиска гостинице и всему Дворцу молодежи нового хозяина. Владевшие им с начала 1990-х годов предприниматели после многочисленных попыток вдохнуть в ЛДМ новую жизнь опустили руки.

Все прежние годы построенный в 1975 году гостинично-концертный комплекс был под присмотром самых влиятельных в городе структур. Сперва, когда в новенькую гостиницу начали съезжаться гости из кап- и соцстран, реалии эпохи застоя диктовали наличие идеологического кураторства соответствующих спецслужб. На закате СССР, когда движение дружбы народов потекло уже совсем другим руслом, владелец ЛДМ — Ленинградский обком ВЛКСМ решил переводить его на хозрасчетные рельсы и учредил АОЗТ. За собой комсомольцы оставили 40 %, столько же продали в частные руки, а 20 % распределили между членами коллектива.

В 1991 году никакого комсомола не стало, хотя комсомольцы, конечно, никуда не делись. А 40 % обкомовских акций перешли под контроль самого АОЗТ, говоря современным языком — стали казначейскими, подконтрольными менеджменту фирмы. Однако руководство решило не играть в самодеятельность, а передать контроль своему частному партнеру — шведско-финляндско-советскому СП «Карел — Скан», которое, таким образом, обрело 80 % акций. Кому принадлежало то давно почившее деревообрабатывающее предприятие и как оно причалило в 1990 году к Песочной набережной в Ленинграде — уже не важно.

Зато куда важнее то, что после его довольно скорой кончины правопреемником себя объявило зарегистрированное в 1994 году АОЗТ «СК», гендиректором которого значился Андрей Горбенко. Человек в середине 90-х хорошо известный в городе по своему сотрудничеству с немного менее влиятельным в те годы, чем когда-то ВЛКСМ, Владимиром Кумариным. Говоря проще, ЛДМ вошел в сферу влияния «тамбовских». Хотя все 90-е и 2000-е годы прошли в тяжбах между двумя группами предпринимателей, считающих комплекс на Песочной набережной своим. Перед продажей «Эталону» непримиримых противников пришлось долго и трудно мирить.

Место концентрации


Вот как описывает внушительное и полностью соответствующее своей эпохе здание и его обитателей большой знаток истории Петербурга Евгений Вышенков:

«ЛДМ должен был стать символом дружбы советской и зарубежной молодежи, но с конца 70-х быстро превратился, как писали в милицейских документах, в место концентрации фарцовщиков и спекулянтов. Ведь в гостиницу вселялись не только студенты из Польши, Венгрии, Румынии, которые, кстати, тоже носили дефицитные для ленинградца вещи, но и ребята из капстран. А тут уже не до вожделенной всеми жвачки. Это джинсы, куртки… К тому же в ЛДМ работал бар, а для того времени это значит только одно — модная точка.

Как за всеми объектами системы «Интурист», за ЛДМ приглядывала специальная служба МВД. Внутри здания даже была отдельная комната без вывески, где с вечера до утра находился оперативник. Но это влияло лишь на то, что там не грабили и редко воровали. Что касается проституток, валютчиков, то они жили осторожно, но в ладах с сотрудниками.

С конца 80-х всё в ЛДМ меняется, как и везде в Ленинграде. Становится можно то, за что раньше грозила тюрьма. Хаос усиливают кооператоры, которые ныряют в ЛДМ со своими проектами, придуманными на коленях, — ресторан, бильярд, дискотека.

В 90-е в ЛДМ приходит братва, и к бильярду плюсуются игровые автоматы и стриптиз — страшный сон для тех, кто еще 20 лет назад осмысливал коммунистическое, воспитательное значение Дворца. И тут же начинается всё то, чем богаты эти годы. В первую очередь — абсолютное царствование бывших мастеров спорта по боксу и борьбе.

Были, конечно, попытки организовать при входе камеры хранения для стволов, но братва посчитала это унизительной процедурой. «Да всё будет нормально», — отмахивались они от полузапуганных охранников и одиноко скучающего милиционера. Выходило, действительно, «нормально». Если раз в неделю кто-нибудь не стрелял хотя бы в потолок, время — на ветер. Про мордобой можно и не вспоминать — постоянная забава. Полилась и кровь. У «Фонтанки» нет статистики, но можно твердо напечатать — человек пять там грохнули точно. А то и десять. Разумеется, это были не случайные прохожие.

Вот, например, только одно из приключений. Году так в 1994-м человек из бригады Акулы договорился со стриптизершой провести время. Тамбовский бригадир Блин имел свои планы на красавицу. Акуловского догнали в фойе, оскорбили. Один из «тамбовских» получил тут же пулю. Стрелка били сначала при всех, потом вывезли за город, несколько раз воткнули в него нож, бросили в болото. А он выжил, пришел в себя и потом застрелил Блина. Всё честно».

Всё как у людей


Совершенно параллельно с этим буйством красок в большом театральном зале ЛДМ идут концерты музыкального андеграунда. Эти два мира буквально противоположны по мировоззрениям, они не пересекаются. Еще с середины 1980-х, как только появился термин «хозрасчетный концерт», там проходили выступления буквально всех сколько-нибудь значимых групп русского рока классического периода. «Наутилус Помпилиус», «Зоопарк», «Ноль», «Кино», первые концерты «Короля и Шута»… да все.

В комментариях к новости о продаже ЛДМ читатели «Фонтанки» делятся ностальгическими воспоминаниями: «Ходил туда на «Форум» с Салтыковым. А в фойе на разогреве играл «Пикник»! Золотые времена!», «Я там был в 90-е на «Коррозии Металла», «Помню, в ЛДМ на концерте впервые увидел вживую группу «Мастер», «Помню-помню.., там играл вживую «Секрет»...»

Как вот это всё оказывалось в одной точке времени и пространства с Акулой, Блином и их товарищами — просто уму непостижимо.

В 1994 году в ЛДМ прошел программный концерт «Гражданской обороны». Как и вся страна, группа тогда была на перепутье. С одной стороны, пьяные панки всё еще прыгают со сцены в толпу под «Всё идет по плану», а с другой, за спиной Летова на сцене — огромный флаг ныне запрещенной партии. И его посвящение песни «Новый день» «героическим защитникам Дома Советов в октябре 1993-го». Всё у Игоря Федоровича и ЛДМ было тогда как у людей.

Уже позже, в 2000-е, в ЛДМ выступали восходящие звезды уже мирового мэйнстрима: Muse, Nightwish. Однако в последние годы эту площадку занимали в основном мюзиклы и исполнители уже скорее на закате своей карьеры.

Снесите это немедленно


С точки зрения архитектуры ЛДМ — довольно типичный представитель советского модернизма. «Один параллелепипед стоит торцом вверх, другой — лежит», — незамысловато описывает комплекс петербургский архитектор Евгений Герасимов. Он считает, что в городе есть более важные образцы этого стиля, вспоминая построенный на той же улице Попова и примерно в то же время «новый» корпус ЛЭТИ. Другой более удачный пример — государственная резиденция К-2, расположенная не так далеко от ЛДМ, на Малой Невке.

К возможности сохранения гостиницы и концертного комплекса Евгений Герасимов относится скептически.

«Никто же не дурак. Если здание не может приспособиться к современной жизни, если оно не устраивает сегодняшнего потребителя ни по своим эстетическим качествам, ни по функциональным, ни по конструктивным — значит, всё. Никому же не приходит в голову ломать, например, дома Лидваля (Каменноостровский, 1–3), потому что они всех устраивают и внутри, и снаружи, — говорит архитектор. — А это всегда был такой крольчатник, использовался как школа для переподготовки комсомольских кадров. Они там жили в этих номерах с низкими потолками, собирались в залах и учились марксизму-ленинизму. А сегодня, если ЛДМ не находилось лучшего применения, чем общежитие для рабочих-строителей Лахта Центра, это же о многом говорит».

Так что член градсовета Петербурга Евгений Герасимов отпускает ЛДМ с чистым сердцем и говорит, что будет рад, если на его месте появится что-то хорошее.

Однако его коллега Михаил Мамошин, наоборот, жалеет о печальном будущем советского комплекса. «Это не худшее здание. Построено было добротно, отделано было по улучшенной по тем временам схеме, ведь это было идеологическое здание», — говорит он, признавая, тем не менее, справедливыми слова Герасимова о безнадежной устарелости ЛДМ как гостиницы с ее узенькими комнатушками.

«Основной корпус с такой нарезкой номеров, которых сейчас уже нет. Такие гостиницы, «минус две звезды», сейчас не находят оператора. Если бы шаг между стенами был там хотя бы в три метра, кто-то бы обязательно уже взял ее под крыло. Но современный номер — не такой. Не случайно там появились бизнес-центры, какие-то конторки», — отмечает Михаил Мамошин.

«Общественный блок там был неплохой, с зимним садом. Этого жалко, — признает архитектор. — Всё можно было бы творчески реконструировать. Можно было объединить номера — из двух сделать один, но этим почему-то никто не занимался. В Европе, в частности в Швеции, сейчас реконструируют много аналогичных зданий 60–70-х годов, наполняя их новыми геометрическими стандартами и смыслами. Но у ЛДМ этого как-то не случилось».

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
86
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях