Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Банкротство политики США очевидно». Как мировые СМИ пишут о том, что случилось в Афганистане

«Банкротство политики США очевидно». Как мировые СМИ пишут о том, что случилось в Афганистане

27 912
Источник:

Почему так быстро, какой станет страна теперь и кого казнят в первых рядах — главные темы дня в англоязычной прессе.

В воскресенье, 15 августа, запрещенная в России террористическая организация «Талибан» вошла в Кабул. Пока талибы рассуждают о том, как они будут формировать свое правительство, передовицы мировых СМИ захватила паника. Фото и видео из аэропорта Кабула перемежаются рассуждениями о том, каким теперь станет Афганистан. Обсуждение причин «ошеломляющего» успеха талибов упирается в краткое описание человеческих недостатков афганского правительства. «Фонтанка» изучила, как зарубежные СМИ обсуждают ситуацию в Афганистане.

Страх и паника в Кабуле


Толпы людей в отчаянии штурмуют аэропорт в Кабуле — таков главный сюжет публикаций об Афганистане на передовицах главных мировых СМИ.

The Guardian без лишних комментариев размещает фоторепортаж под заголовком «Падение Кабула»: женщины и дети бегут в сторону аэропорта и штурмуют бетонные стены с колючей проволокой поверху. По подсчетам The Financial Times, минимум пять человек погибли, когда толпа наводнила аэропорт. Паника и страх в Афганистане — центральная новость и в The New York Times. Издание отмечает, что паническая эвакуация в аэропорту Кабула ярко продемонстрировала, что американские дипломаты бесконечно далеки от жизненных реалий «на земле». И, как и многие сейчас, сравнивает происходящее в Кабуле с Сайгоном 1975 года. Эвакуация американских граждан «Порывистый ветер» в финале вьетнамского конфликта стала для США одним из символов провальной войны.

Сравнение настолько обидное и явное, что госсекретарь США Энтони Блинкен вынужден отдельно заявить: нет, Кабул — это вам не Сайгон, это совсем другое дело. «Мы отправились в Афганистан 20 лет назад с единственной миссией: разобраться с людьми, которые напали на нас 11 сентября, — цитирует Блинкена The Guardian. — И эта миссия была успешной».

Президент США Джо Байден выразился еще более определенно: «Мы отправились в Афганистан не для того, чтобы строить нацию. Только афганский народ имеет это право и несет ответственность за свое будущее, а также за то, как он хочет управлять своей страной».

Министр обороны Великобритании Бен Уоллес заявил прямо: не всех союзников короны удастся вывезти из взятого талибами почти без боя Афганистана. Уоллес выразил глубокое сожаление в связи с тем, что «не все афганцы, имеющие право выехать в Великобританию, будут эвакуированы». При этом британцы пытаются вывозить из Афганистана по тысяче человек в день. Англичанам легко говорить, потому что крайние в этой истории — не они. «На протяжении 15 лет общественность США не знала всей правды об Афганистане. Теперь банкротство политики США очевидно», — подводит черту The Guardian.

Почему талибы так быстро дошли до Кабула


Портал «France24» называет захват талибами Афганистана «ошеломляющим». По мнению издания, это результат не только и не столько боевой мощи запрещенного в целом ряде стран «Талибана», но и постоянного стремления заключать политические сделки и принуждать к миру. «Имея более 300 000 человек личного состава и оборудование стоимостью в несколько миллиардов долларов, более совершенное, чем арсенал талибов, афганские силы были грозными только на бумаге, — отмечает «France24». — Талибы воспользовались низким моральным духом афганской армии. Семена этого краха были посеяны в 2020 году, когда Вашингтон подписал соглашение с повстанцами о полном выводе своих войск». Практически сразу после этого чиновники в провинциях и руководители военных подразделений начали получать «письма счастья» от «Талибана» с призывами к сотрудничеству в обмен на жизнь и здоровье. Одним предлагали безопасный коридор для бегства, на других влияли через старейшин племен и поселений. Поэтому блиц-продвижение талибов, начавшееся в мае 2021 года, было очень хорошо подготовлено.

Vox также отмечает, что исход наступления талибов был, по сути, предрешен заключенной правительством Трампа и повстанцами в Дохе сделкой по выводу американских войск из Афганистана. В августе продвижение талибов к Кабулу ускорилось. Кульминацией стало бегство президента Ашрафа Гани. В СМИ со ссылкой на бывшего военного атташе Афганистана Муслема Хаятта утверждается, что Гани находится в столице Таджикистана Душанбе, куда он проследовал транзитом через Узбекистан. Глава Высшего совета по национальному примирению Афганистана Абдулла Абдулла по этому поводу выложил видеообращение в Facebook: «Бывший президент Афганистана покинул страну, бросил нацию, и Аллах призовет его к ответу».

По данным The Washington Post, молниеносный успех талибов — результат успешных переговоров со старейшинами местных племен. Первым значимым городом, который сдался без боя, стал Кундуз. Затем, как домино, под «Талибан» легли Кандагар и Герат.

Что будет дальше?


Практически все зарубежные издания, обсуждая будущее нового Афганистана, говорят об откате в прошлое. Женщинам — бурка и выход из дома только с письменного разрешения мужа, мужчинам — бороды, стране — запрет на музыку, телевидение и прочие культурные радости. Предполагается, что их заменят публичные казни вроде побивания камнями.

При этом официальный представитель запрещенного «Талибана» Мохаммед Наим заявил, что теперь талибы начнут процесс формирования правительства и что им не хотелось бы «руководить страной в изоляции от всего мира». Наим отметил, что он и его единомышленники «уважают права женщин и свободу меньшинств в соответствии с законами шариата».

«На что будет похож Афганистан под властью талибов?» — задается вопросом CNN. Сравнивать эксперты могут только с властью талибов, которую они установили в 1990-е годы. Так что перспективы рисуются мрачные.

«Идеология «Талибана» изначально развивалась среди учащихся исламских школ, преимущественно в изгнании в Пакистане, где афганские беженцы спасались от неудавшегося советского вторжения в их страну в 1979 году, — так телеканал кратко описывает историю проблемы. — Подпитываемые деньгами из Персидского залива и при поддержке покровителей в пакистанских спецслужбах, талибы превратили свою версию ислама в радикальный культ». И вот спустя четверть века они снова захватили Афганистан. Почему им это вообще удалось? Афганское правительство всегда было слабым, глубоко коррумпированным и выживало только потому, что всецело зависело от иностранных сил. В результате страна получила не только кризис власти, но и наркотрафик объемом в 4 миллиарда долларов в год по оценке CNN. При этом телеканал уверен, что «Талибан» «никогда не был заинтересован в международном терроризме», а «Аль-Каиду» (запрещенную в России террористическую организацию) поддерживал только потому, что у них общая история. Просто Бен Ладен был старым камрадом талибов по борьбе с «советской оккупацией» 1979 года. Ну и вообще в культуре пуштунов принято в любой непонятной ситуации вступаться «за гостей».

Теперь жителям Афганистана, которым не удалось бежать из страны на стремительно заканчивающихся самолетах, осталось надеяться только, что талибы вдруг пойдут на уступки в отношении прав женщин и гарантируют хотя бы «некоторую» защиту свободы слова. В общем, все ждут, что триумфаторы выберут направление «Талиб-Лайт».

«Почти наверняка они не окажут никакой помощи боевикам «Исламского государства» (запрещенная в России террористическая организация), которые в значительной степени заменили «Аль-Каиду» в качестве ведущего глобального бренда международного исламистского терроризма, — утверждает телеканал. — За последние пять лет талибы успешно пресекли большинство попыток конкурентов закрепиться в Афганистане». И вообще это прозападное правительство разыгрывало карту угрозы со стороны «Аль-Каиды», то, что талибы ее когда-либо поддерживали, еще доказать надо.

Об архитектуре будущего правительства по существу рассуждает The Guardian. Талибы намекнули, что хотели бы разработать собственную конституцию на основе конституции Афганистана 1964 года. В целом это неплохой сигнал, потому что именно с этого документа в стране началось десятилетие демократии. Правда, в монархической конституции 1964 года нет ни слова о политических партиях. К тому же пока не известно, что именно талибы захотят привнести в этот текст.

Победители, похоже, намерены включить в свое правительство некоторых представителей старой власти. Среди наиболее известных претендентов — бывший министр иностранных дел Салахуддин Раббани, бывший президент Хамид Карзай и бывший заместитель президента Карим Халили. Также талибы ведут переговоры с некоторыми чиновниками среднего звена и военными специалистами, способными работать с современной техникой.

Что же касается намеков на «права женщин», то пока у образованных афганок нет поводов для иллюзий. В захваченных провинциальных районах талибы ввели те же правила, которые практикуют с 2003 года: образование для девочек — только начальное и по усеченной программе, работа для женщин — разве что в сфере образования и здравоохранения, ношение бурки, запрет на любые пересечения людей разного пола в общественной сфере, обязательное посещение мечетей и тому подобное.

Кто погибнет первой


Третья ключевая тема, которую затрагивают мировые СМИ, обсуждая Афганистан, — угроза жизни всех тех, кто не вписывается в новые правила. Женщины, которые работают в медиа, рассказывают своим коллегам, что их окружила «тишина, наполненная страхом», и готовятся к возмездию со стороны талибов за сам факт своего существования. Пока на это отреагировал только Союз журналистов Австралии. Альянс развлекательных и культурных медиа призывает правительство Австралии выдавать гуманитарные визы работникам афганских СМИ, чтобы они могли спастись.

Также СМИ цитируют обращение режиссёра и генерального директора национальной кинокомпании Afghan Film Сахраа Карими. «Это гуманитарная катастрофа, а мир безмолвствует, — пишет Карими. — Они запретят все виды искусства. Я и другие кинематографисты можем стать следующими в их расстрельном списке». Карими — первая и единственная женщина в Афганистане, получившая ученую степень доктора наук в области кинематографии. Ее фильм «Хава, Марям, Аиша» в 2019 году демонстрировался на кинофестивале в Венеции.

CNN, в свою очередь, публикует интервью с ветераном армии США Кристен Роуз, которая служила в Афганистане. Роуз рассказала о сообщениях, которые она и другие ветераны получают от военных переводчиков, с которыми они сотрудничали в Афганистане. Люди пишут буквально «прощальные послания», потому что уверены, что вот-вот погибнут. «Дорогая сестра, талибы вошли в мою деревню, — цитирует Роуз одно из таких сообщений. — Я знаю, что ты на нашей стороне, но твое правительство убивает нас».

Еще один ветеран ВВС США, Сэм Лерман, рассказывает, как безуспешно пытался помочь вылететь из Кабула человеку, который в течение десяти лет охранял американцев и другие силы НАТО на авиабазе Баграм. «Это убийство некомпетентностью», — говорит Лерман.

В таком же положении оказались десятки тысяч граждан Афганистана, которые сотрудничали с американцами и силами НАТО. Именно они и их семьи наводнили аэропорт Кабула 15 августа, когда талибы вошли в город. Какова будет их дальнейшая судьба, пока не известно.

Газеты читала Венера Галеева,

«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
36
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5