Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Обгон инфляции запрещен. «Фонтанка» показывает, как Смольный пересчитал тарифы на общественный транспорт (фото)

Обгон инфляции запрещен. «Фонтанка» показывает, как Смольный пересчитал тарифы на общественный транспорт (фото)

105 833

Транспортный блок петербургского правительства направил финансовому свои предложения по стоимости проезда в 2022-м. Если год назад талоны и жетоны обгоняли «Подорожник» в росте, то теперь они чуть ли не единственные отстают от инфляции.

В комитете по тарифам рассматривают предварительные расчеты комтранса по тарифам на проезд в 2022 году. Процедура ежегодная — в Законодательном собрании стартовали так называемые нулевые чтения бюджета; пора определяться — сколько денег перевозчики получат от пассажиров, а сколько — из бюджета. Времена, когда выборы позволяли замораживать тарифы, судя по всему, миновали, теперь даже это не повод.

Вопрос тарифов поднимался 23 августа в ходе так называемых нулевых чтений петербургского бюджета 2022 года. Как рассказал председатель комитета по тарифам Дмитрий Коптин, предложение относительно цен на проезд включает повышение в среднем на 4 %.

Напомним, 4 % — это цель по инфляции на текущий год; она заявлена правительством и ЦБ, однако на данный момент индекс потребительских цен уже дошел до 6,5 %. «Фонтанке» удалось ознакомиться с предложенными комтрансом тарифами на 2022-й. Медленнее всего дорожает разовый проезд. Жетон метро — с 60 до 62 рублей (на 3,3 %), билет в наземном транспорте — с 55 до 57 рублей (на 3,6 %). Это что-то новенькое, если сравнивать с прошлогодним циклом: тогда, напомним, обсуждались разные линейки, однако в каждой из них локомотивом подорожания был именно так называемый гостевой тариф. Логика Смольного заключалась в том, что жетоны с билетами покупают туристы и командированные — им и выкладывать полную — или близкую к полной — цену, а бюджет будет субсидировать горожан, которые переходят на электронную форму оплаты. В итоге победил вариант синхронного подорожания на 5 рублей, то есть примерно на 10 % — при том что еще годом ранее они так же дружно прибавили 10 рублей.

Подавляющая часть тарифов на проезд с использованием многоразовых билетов росла в разы медленнее, теперь все изменилось. В зависимости от комбинации, они, согласно проекту комтранса, дорожают на 3,8 %–5,6 %. Если уж выбирать лидера, то это единый электронный билет (ЕЭБ), на который вы закидываете любую сумму и в рамках нее пользуетесь любым же транспортом: в метро рост с 41 до 43 рублей за поездку (4,9 %), а в автобусе, трамвае и троллейбусе — с 36 до 38 рублей (5,6 %).

Суточные билеты на все виды транспорта в прошлом году дорожали даже быстрее разовых, прибавляя в цене от трети до почти половины. Смольный утверждал, что устраняет необоснованную льготность, которой пользовались туристы и экспедиторы. Параллельно линейку проредили, убрав оттуда четные билеты — на 2, 4 и 6 суток, их сочли невостребованными. В этот раз эта группа держится на среднем околоинфляционном уровне (4,2–4,3 %), как и билет на 90 минут, который может подорожать с 70 до 73 рублей.

Месячный билет на проезд в метро сдвигается с приятного взгляду числа 2 400 и отправляется в 2 495 рублям. Примерно в том же темпе растут цены и на другие билеты со сроком 1 месяц; быстрее остальных — единый для школьников и комбинированный, то есть «наземный», для студентов.

Если присмотреться, видно, что тарифы в целом соответствуют тому трехлетнему графику подорожания, который предлагал комитет по транспорту еще в ноябре 2020 года, хотя есть и отклонения — например, проезд по ЕЭБ на автобусе «ускорился» на один рубль по сравнению с предыдущими планами.

«Тарифная модель была сформирована после поступления письма комитета финансов с методическими рекомендациями по формированию заявок в бюджет на 2022 год, — говорят в комтрансе. — Индекс 104,0 (подорожание на 4 %. — Прим. ред.) был изначально направлен комитетом по тарифам во все комитеты, в том числе и по ценам на проезд на общественный транспорт. Доходы от перевозки и дополнительные субсидии рассчитывались предприятиями уже на основании нашего письма с тарифной моделью 4 %».

Это можно перевести следующим образом. Как известно, перевозчики заявляют на каждый следующий год сумму своих расходов, а с ней — необходимую валовую выручку, чтобы эти расходы покрывать. Транспортникам все равно, откуда брать эти деньги — с пассажиров или из бюджета. Начинается классический торг, в который вплетается и политическая составляющая: практика показывает, что прямое повышение тарифов вызывает больший негатив, чем увеличение бюджетных субсидий, даром что бюджет тоже наполняется горожанами и бизнесом. Именно этим и объясняется традиционная гонка вариантов: поднять цену на проезд на 10 рублей, но зато сохранить в бюджете лишний миллиард или наоборот — поберечь нервы пассажиров, но тогда уже отсыпать из казны перевозчикам несколько сотен миллионов сверх запрошенного.

Финансовый блок обычно нещадно режет заявки перевозчиков, вымарывая оттуда все неактуальное. По данным «Фонтанки», сейчас в комтрансе обсуждается, что расходы предприятий должны вырасти, по-хорошему, на 17 %. Какие цифры им согласует комитет по тарифам — большой вопрос. Но в любом случае из слов комтранса следует, что 4-процентный рост цен на проезд — это константа, от которой и будут отталкиваться. Причин может быть несколько: от все тех же выборов до более или менее восстановившегося пассажиропотока: он все еще не вернулся к доковидным значениям, но и нынешние 80 % от нормы смотрятся гораздо приятнее, чем катастрофические показатели первого локдауна. Плюс важные тарифные решения были приняты год назад, в этот раз можно сбавить обороты.

Что касается субсидий, то с таким «пассажироориентированным» подходом им будет сложно удержаться на уровне, который сейчас заложен в трёхлетнем бюджете города. Напомним, «Петербургский метрополитен» в 2021 году получает 20,6 млрд на перевозку пассажиров, в 2022-м пока вписаны 21,5 млрд; «Горэлектротранс»» — 10,4 млрд (10,9 млрд).

«Пассажиравтотранс» и коммерческие перевозчики в текущем году могут рассчитывать на 13,2 млрд; еще на 11,9 млрд — в 2022-м, ведь частники в какой-то момент уйдут из-под субсидии и въедут в транспортную реформу исключительно на контрактах с фиксированной стоимостью. Здесь тоже придется менять планы: раньше предполагалось, что это случится одним днем — 15 июля; теперь предусмотрена поэтапная смена модели транспортного обслуживания.

Николай Кудин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
48
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях