Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес «Тридцать пять тысяч одних курьеров!» Кейс «Тануки» как зеркало русского пиара?

«Тридцать пять тысяч одних курьеров!» Кейс «Тануки» как зеркало русского пиара?

35 493

Крупная сеть московских ресторанов оказалась в центре громкого скандала и понесла не только потери, но и выгоду. Скептики видят в этом рекламный ход, романтики — противостояние глупости.

Главным PR-скандалом уходящего лета стала история с борьбой самопровозглашенного «Мужского государства» за чистоту нравов в рекламных материалах московской сети ресторанов «Тануки». Даже если это не исключительно маркетинговая акция, из нее можно извлечь важные уроки и выгоду.

Фабула такова: среди привычно чуть провокационного рекламного материала «Тануки» в соцсетях некие деятели под знаменами нравственности и чистоты рядов разглядели то ли пропаганду гомосексуализма, то ли межрасовых отношений. Не столь важно, что именно.

Дальше — спланированная по всем канонам городской гибридной войны акция. Десятки и сотни сторонников незапрещенного пока «Мужского государства» делают фейковые заказы на доставку с оплатой наличными при получении. Вроде бы, нанося ресторанам ощутимый ущерб и заставляя принять вынужденное решение продавать навынос только с предоплатой. Сколько таких фейковых заказов было в реальности и каковы реальные потери от доставленных в пустоту суши, неизвестно.

Дальше — требования уже к «Яндексу» удалить «Тануки» из списка в фуд-тех сервисах и угроза обрушить его работу в случае неповиновения. А на следующий день — позорный «слив протеста». Тоже по всем классическим канонам: «ихнему главному» позвонил какой-то «уважаемый человек» и убедил перестать заниматься ерундой.

В сухом остатке — все сколько-то уважающие себя издания (включая «Фонтанку») этот пир духа транслируют чуть ли не в прямом эфире, упоминание названия ресторанов — вроде бы зашкаливает. Но это не точно — сервис подсчета статистики запросов «Тануки» в поисковой системе «Яндекса» не фиксирует в последние дни особо резких всплесков - рост интереса к нему немногим превышает предыдущие пики. В Google также виден рост интереса, но он не особо больше, чем было, скажем, в начале лета, когда сеть заигрывала с темой толерантности. Даже если клиенты что-то и слышали про скандалы в этих ресторанах, массово искать информацию о нем они явно не бросились.

Все внешние коммуникации компании происходят в последние дни крайне скупо. «Тануки» выпускает лишь строго дозированные заявления. Задать вопрос им можно, но он остается без ответа. Письма на официальный адрес возвращаются с отметкой «аккаунт переполнен». Попытки связаться с владельцами (их трое) чуть более результативны.

К примеру, Андрей Исаев настоятельно рекомендовал обращаться в пресс-службу, и на наводящие вопросы, обращенные лично к нему, как к бизнесмену, руководящему очень разными проектами, говорит, что уже сказал все, что хотел. Екатерина Микоян на просьбу о хотя бы самых простых словах о своем собственном видении ситуации улыбается в трубку и говорит «без комментариев». Фронтмен этой команды Александр Орлов трубку вообще не берет и в мессенджерах не отвечает. Иными словами, подозревать их в том, что они пытаются как можно больше рассказать о своих «Тануках», воспользовавшись вниманием прессы, трудно.

Сам по себе этот бизнес очень похож на многие другие большие и долго, и трудно выстраивающиеся крупные ресторанные сети. Видимо, каждый из них — отдельное юрлицо. Компаний, в профиле которых указывается использование товарного знака либо с действующей лицензией, по адресу которой работает «Тануки», «Фонтанка» насчитала 53 штуки. Действующих, то есть не ликвидированных к сегодняшнему дню — 45.

Совокупная выручка этой группы, объединенной работой под одним брендом и, как правило, общими совладельцами, — 2,989 млрд рублей по итогам 2020 года. Он был очень трудным — это явно видно по совокупному показателю чистой прибыли, которая упала за время коронавируса со 190 млн рублей до довольно грустных 7,6 миллионов.

И надо понимать, что эта цифра — уже с учетом прошлогодних денег от государства, спасавшего терпящий бедствие общепит. Всего нашлись данные более чем о 34 миллионах, перечисленных ресторанам «Тануки», в которых даже после разгромного коронавирусного периода в штате все еще остаются сотни сотрудников. Причем другой рукой государство активно судилось с ресторанами, требуя каких-то денег и даже пыталось заставить снести вроде бы самовольную постройку на Балаклавском проспекте в Москве.

Иными словами, назвать положение дел в ресторанной сети блестящими язык не поворачивается. И атаки странных людей на нее проходят именно на этом фоне.

«"Недомужское недогосударство" не на тех напало. Ни в коем случае не осуждаем коллег за выбранный ими путь извиниться и пойти дальше, но мы ж самураи — у нас путь свой. На фото в наших соцсетях будут продолжать появляться прекрасные люди — представители разных вероисповеданий, национальностей, рас и ориентаций. Уверены: ни один из этих признаков не является для человека определяющим. Хорошие и плохие есть везде, вне зависимости от», — заявила компания 30 августа.

Про коллег, которых «Тануки» не осуждает — это про сеть «Ёбидоёби». До них ревнители морали также докопались не так давно и успешно — эта компания удалила вызвавший претензии пост и извинилась.

«Есть две основные стратегии: сдаться, как «Ёбидоёби», или не вступать в переговоры с террористами и идти до конца в отстаивании прав говорить то, что считаешь нужным в свободной стране. В антикризисном пиаре более предпочтительным считается второй вариант. Но это вопрос того, какие, во-первых, бизнес-потери несет компания, и готова ли она с ними мириться в процессе борьбы. А во-вторых, готова ли она тратить огромные ресурсы на принципиальную битву до конца — легальный процесс всегда затяжной», — рассуждает петербургский эксперт в области публичных отношений Яна Харина.

Владелец одной из крупных сетей ресторанов «Евразия» Алексей Фурсов считает, что даже если это все и не спланированная акция (а он не склонен так думать), эту ситуацию можно использовать для пиара московской сети. «Я вижу больше пользы, так как это суперреклама, даже Кремль отреагировал, — говорит ресторатор. — И те потери, которые будут в коротком промежутке времени, они восполнят с лихвой будущими доходами».

Кремль, впрочем, реагирует довольно безучастно. «Если там есть какие-то действия, ведущие к нарушению закона, и если есть соответствующие заявления, то, конечно, органы должны отреагировать», — заявил журналистам пресс-секретарь президента Дмитрий Песков. Полиция, несмотря на заявление от владельцев «Тануки» и серии ложных минирований ресторанной сети, пока хранит молчание.

«Мне не кажется это спланированной акцией, тогда бы вышло, что и «Мужское государство» в это вовлечено — слишком сложно. «Тануки» просто не прогнулось под обстоятельства и сделало правильно, как мне кажется. Потому что последствия для них будут, скорее, положительными. Ведь временные сложности пройдут, а репутация людей, которые не сдаются, останется. А в России это иногда важнее других аспектов — расовых, национальных. То есть, если ты не прогибаешься, даже если по мнению большинства ты, может быть, и не прав, это все равно вызывает уважение — российский менталитет», — считает публицист Александр Цыпкин.

«Если говорить о минимизации потерь при выборе варианта войны, то здравой стратегией будет привлечь поддержку широкой аудитории, поднять волну в свою защиту (что, собственно, и происходит) и, в конце концов, сыграть на чувстве жалости и сочувствия и привлечь новых клиентов», — советует Яна Харина.

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
22
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях