Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Куда пойдем сегодня Театры Петербург в цирке не смеется. Как швейцарское шоу подстроилось под российские традиции (фото)

Петербург в цирке не смеется. Как швейцарское шоу подстроилось под российские традиции (фото)

18 390

Обозреватель «Фонтанки» — о том, чем удивительна цирковая постановка Lunapark, которую до 10 октября будут показывать в Петербурге, и причем тут глобальные процессы

В переоборудованном «Люмьер-Холле» идут премьерные показы спектакля Lunapark в редком для Петербурга жанре — «новый цирк». Автор шоу, всемирно известный режиссер Даниэле Финци Паска, постановщик церемонии закрытия Олимпийских игр в Сочи, шоу Corteo и спектакля «Донка» для Чеховского фестиваля в итоге не смог приехать. Но спектакль поставили, несмотря на закрытые границы. «Фонтанка» оценила результат.

Шоу Lunapark — одно из последних среди постановок Даниэле Финци Паска. Он придумал его, когда грянул карантин. У труппы уже был арендован театр в Лугано, и, чтобы не потерять возможность выступать, режиссер перенес действие за кулисы, ограничив таким образом количество зрителей в зале и распределив их на нужном расстоянии. В итоге получилась 30-минутная прогулка для зрителей.

Идея привезти шоу на гастроли возникла у Елены Шубиной, редактора перевода книги Даниэле Финци Паска «Театр ласки» на русский язык, вместе с единомышленниками — продюсерами Наталией Цветковой и Марией Мельниковой. Однако при закрытых границах организовать их оказалось невозможно. Чтобы решить эту проблему, режиссер впервые в своей практике применил идею франшизы — передал право на постановку своей идеи, использование музыки, костюмов и визуальных решений русским исполнителям. И здесь начинается самое интересное: что осталось от идеи Финци Паска, что появилось новое?

Вместо атмосферы уютного, маленького закулисья возникает ощущение огромного пространства, благодаря переносу шоу в бывший газгольдер на обводном канале с потолками огромной высоты. Путь зрителей лежит через серию залов, сочиненных художником Андреем Пуниным на тему парка аттракционов — ключевого образа шоу. Вот комната для наблюдения за полетами на колесе обозрения, вот комната для любования облаками, вот силуэты летящих коней, вот пространство для игры света и цвета от дискотечных шаров… А в центре газгольдера — арена, на которой стоит старая машина на фоне потрясающих закатов и рассветов, а с потолка спускается «фирменная» установка Финци Паска для акробата, похожая на молекулу ДНК. Среди действующих лиц — одна актриса, одна акробатка и молчаливый водитель. Сюжет, на первый взгляд, не развивается, героиня просто развлекает бесконечным монологом своего спутника, чтобы он не заснул, а акробатка словно визуализирует колебания ее настроения.

Если внимательно вслушаться в монолог, то в длительности, в атмосфере долгого пути можно различить драматургию — героиня бежит от чего-то. Она словно качается на эмоциональных качелях от грусти до восторга, однако ситуация, в которой она оказалась, никак не меняется, словно мгновение остановилось. Совсем как во время первого карантина, когда человек оказался не властен что-то менять.

1 из 5

Все выглядит точь-в-точь в стиле «Донки» и La verita компании Даниэле Финци Паска. Однако внутри происходящего возникает любопытный эффект: для того, чтобы объяснить его, требуется сказать пару слов о жанре нового цирка в России и особенно в Петербурге. Это мало исследованная территория, несмотря на многочисленные гастроли современных цирков от Цирка дю Солей до Цирка «Семь пальцев», и на постоянной основе так работает только «Упсала-цирк». То, что режиссеры и актеры редко сталкиваются с подобными проектами, неудивительно: их находят в других сферах искусства — от пластического театра и театра художника до традиционного цирка, поэтому каждый учится новому. Цирковые перестают мыслить рамками одного номера и берут «долгое дыхание» на весь спектакль, учатся играть роль, а театральные — пробуют строить ткань спектакля с учетом трюков, на первый взгляд не обладающих особым смыслом и вызывающим довольно «низкие» эмоции страха и удивления.

В шоу Lunapark исполнителем задумок Даниэле Финци Паска пригласили стать Марию Романову. Она училась у одного из лучших мастеров психологического театра — Григория Козлова, ныне возглавляющего театр «Мастерская». Важно отметить, что продюсерам шоу и режиссеру удалось собрать довольно сильную команду на акробатическую часть, выявив не самых известных, но при этом очень талантливых исполнительниц из сферы акробатики и пластического театра. С драматической частью вопрос тоже решен хорошо — в составе одни из лучших молодых актрис города.

Итак, «конструктор» нового цирка попал в руки театральному режиссеру, мастеру выстроить психологический рисунок роли актера. В итоге получилось, что у театральной актрисы и акробатки разный способ существования, в отличие от того, что было в шоу Даниэле Финци Паска. Если у него монологи актеров решаются в клоунском ключе, то здесь есть довольно сильный крен в сторону психологического театра, проживания роли. Трюки, исполняемые акробаткой, сильно контрастируют с таким решением. Зрители, с одной стороны, испытывают простые эмоции страха и удивления, видя сложные трюки, с другой стороны, пытаются вслушаться в смысл звучащего монолога драматической актрисы. Таким образом, две эти линии вступают в конфликт в борьбе за внимание, и жанр все-таки тяготеет к театру больше, чем к цирку, — трюки и их эффекты здесь словно оставлены на обочине. Однако это не делает шоу лучше или хуже, оно просто другое.

Среди многих театральных экспериментов времен карантина этот опыт стоит, безусловно, особняком: адаптировать цирковой спектакль к реалиям Петербурга, где традиция нового цирка не развита, очень непросто, но результат того стоит.

Софья Козич, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
0
Пока нет ни одного комментария.
Начните обсуждение первым!
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях