Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня За вами наблюдает люстра. Ведущие европейские художники показали Петербургу будущее (фото, видео)

За вами наблюдает люстра. Ведущие европейские художники показали Петербургу будущее (фото, видео)

21 385

«Фонтанка» увидела, как в кабельном цеху плещется море, а в Главном штабе люстра показывает неприличный жест. Объясняем, почему из двух новых выставок современного искусства мирового уровня нужно выбрать... обе.

После месяцев, запредельно скупых на громкие культурные события, сентябрьский уик-энд принес Петербургу сразу два проекта, из участников которых сложилась бы международная «команда мечты». Первая выставка — игривый академизм от Эрмитажа: Glasstress в Главном штабе, венецианское стекло с остроумными формами и глубокими смыслами. Вторая — новые медиа и art&science — Hydra в кабельном цеху «Севкабель Порта» с масштабными инсталляциями и интерактивом от гуру нового театра из Германии — Rimini Protokoll.

Легкая невыносимость бытия

Эрмитажный проект имеет корни в Венеции: именно там он был основан в 2009 году, и с тех пор мастера острова Мурано воплощают в стекле проекты художников первой величины. Те находятся в постоянном контакте с «исполнителями»: сначала изучают возможности материала, потом обсуждают детали — форму, структуру, прозрачность… В итоге Glasstress путешествует по миру и демонстрируется в самой Венеции, но каждая выставка — уникальна, в том числе и эрмитажная. К слову, некоторые экспонаты были созданы специально для нее. Хотя в ее основе — проект 2015 года, который делал как раз Эрмитаж совместно со «Студией Беренго» к 250-летию музея в рамках параллельной программы 56-й Венецианской биеннале современного искусства.

«Стекло в музеях уровня Эрмитажа всегда относится к разряду декоративно-прикладного искусства, — рассказывает завотделом современного искусства, куратор выставки Дмитрий Озерков. — Это нечто «третьестепенное»: есть великие картины, есть скульптура, а дальше — стекло, кружева... какая-то «прикладнуха», как называют ее кураторы между собой... Что сделал фонд Беренго за эти годы (он работает с конца 1980-х годов)? Они сумели стекло вернуть в сферу большого искусства».

Эрмитаж и его отдел современного искусства верны себе: здесь можно встретить всех «старых знакомцев» — Кабаковых с малюсенькой работой «Вечный эмигрант», Яна Фабра с голубями, скромно притаившимися под самой крышей Белого зала, Жауме Пленсы с характерными вытянутыми женскими головами, Тони Крэгга с его слоистыми фактурами, братьев Чепменов. Этакое «краткое содержание предыдущих серий» для тех, кто в Эрмитаже эпизодически бывает и помнит его предыдущие выставки. Но — без нарочитости: Дмитрий Озерков пояснил, что на этой экспозиции от тех, кого показывали уже масштабно — как раз представлено «по чуть-чуть», а акцент сделан на другие имена. Всего на выставке собрано более полсотни разных авторов.

Например, шок-контент первых залов — черная люстра китайского художника-бунтаря Ай Вэйвэя, «повесившего» на нее, вместо искрящихся хрусталиков, стекла в виде внутренних органов, частей крабов и человеческих костей — причем если приглядеться, видно, что кисть руки показывает «неприличный» палец. В Эрмитаже, впрочем, видят в этом не сарказм — а «размышления художника на тему ухудшения взаимоотношений человека с природой, влияния на животный мир и туманного будущего человечества».

1 из 16

Тут же неподалеку «прилавок» морскими гадами в лотках — естественно, тоже стеклянными. Это работа лондонского художника Чарльза Эвери, который придумал себе остров Ономатопее и своими произведениями рассказывает о его жителях. В этом случае — о гастрономической культуре и угрях, символизирующих силу воли, — добывая их, бедные жители, не имеющие своих лодок, набрасываются на рыбу прямо на берегу, накрывая коробками, — это позволяет прокормить семью.

Большую часть выставки занимают предметы-обманки. Например, выглядящие металлическими ограждения с «бархатными» канатами (на самом деле это все, конечно, тоже стекло) — инсталляция Майкла Джу «Расширенный доступ»: отражаясь в барьерах, мы становимся их частью, а это уже предмет для размышлений о том, кто создает запреты в обществе и для кого они. Или «Работа №3» Фионы Бэннер, имитирующая строительные леса: проводя на них много времени во время работы над крупноформатными полотнами, художник стала их ассоциировать с границей между существующим и еще не созданным, решив сделать сами леса — экспонатом. Наконец, стеклянный гамак — произведение «Бессвязный отдых» Лориса Чеккини, или клубок проводов Лора Пруво.

Некоторым предметам как раз выбор материала придает новое значение. Например, люстра, составленная из камер наблюдения, выполненных в стекле («Стеклянный Большой Брат», автор — Сун Дун), перестает уже пугать как «призрак надзора» за счет легкости материала. А стеклянная «выхлопная труба» («Это не трубка», автор — Гэвин Терк), напротив, уводит от темы экологии, становясь метафорой дыхания и одновременно усталости.

Тему экологии поддерживает Сезар — автор в своей работе аж 1992 года «Сжатие». Он

представил куб из сплавленных бутылок «Кока-колы» — одновременно отсылая к скульптурам из обломков машин и бесконечному перепроизводству упаковки газировки.

Медузы заполнят мир

Вторая новая выставка современного искусства в Петербурге, Hydra, тоже говорит о будущем и имеет внушительный список авторов, — но другого порядка. Кроме упомянутых Rimini Protokoll, это Recycle Group, чей персональный проект сейчас показывают в «Манеже», Tundra, «Куда бегут собаки», «Синий суп» и коллективы и художники из Великобритании, Италии, Франции, Норвегии, Канады и Словении.

Эта выставка хороша не только актуальной сверхидеей грядущего вымирания человечества в мире, переживающем глобальную экологическую катастрофу («Покажите, как вы думаете, кто из людей перед вами проживет дольше остальных? А кто умрет первым?» — спрашивают у зрителей, пришедших группой в павильон и севших перед зеркалом). Ко всему прочему она — наверное, первой в этих стенах, — грамотно «решает» пространство цеха, пуская посетителя по удобному маршруту, «передавая» его от художника к художнику.

Вот мы сначала, захлебываясь встречным ветром, попадаем в многометровую морскую волну (а на самом деле волну из полиэтилена, которым заполнен Мировой океан) — инсталляция Whispers, авторы — Light Society. Потом смотрим трехканальное видео «Природа всегда побеждает» (Universal Everything) — на нем показаны заросшие зеленью стадионы, трассы, самолеты. Любуемся — на удивление самим себе — гигантским серым существом, похожим на гусеницу, по спине которого бьет мелкий дождь («Синий суп»). Пройдя мимо «выброшенных на берег» пластиковых «моллюсков», чьи створки приводятся в движение показателями чистоты невской воды (Марко Баротти), оказываемся под водой (Виктор Поляков), а потом и вовсе «вверх ногами», под светящимся газоном (инсталляция The Day We Left Field группы Tundra). Пройдя по пластиковой искусственной «грязи» (Recycle Group), попадем в подобную космосу вселенную нейросетей (Memo Akten). Одна из них была обучена на сотнях тысяч изображений из Flickr разных элементов Вселенной. Другая — на базе часов религиозных и духовных песнопений, взятых с YouTube.

Hydra — совсем не такой экологический проект, где назидание, имеющее первостепенную важность, «заворачивается» в более-менее красивый фантик искусства. Здесь на первом месте — эстетическое удовольствие и творчеств, а нужные мысли придут сами. Такими, какими вы их не ждете.

Выставка «Glasstress. Окно в будущее» в Главном штабе Эрмитажа будет открыта до 31 октября.

Выставка Hydra в «Севкабель Порту» — до 31 января 2022 года.

Алина Циопа, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
2
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях