Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Туризм Высота Петербурга Не замахнуться ли нам на биеннале? Смольный заинтересовался современным искусством

Не замахнуться ли нам на биеннале? Смольный заинтересовался современным искусством

11 558
Не замахнуться ли нам на биеннале? Смольный заинтересовался современным искусством | Источник: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/АрхивНе замахнуться ли нам на биеннале? Смольный заинтересовался современным искусством | Источник: Михаил Огнев/«Фонтанка.ру»/Архив
Источник:

В Петербурге беда с современным искусством и с этим надо срочно что-то делать, говорится в докладе для Смольного, созданного по заказу фонда с участием ВТБ, «Газпрома» и банка «Россия». Идеи уже взяли в работу.

По уровню развития современного искусства и новых культурных пространств Петербург проигрывает Москве, не говоря уже о мегаполисах Европы и США. Отсутствие собственной биеннале и крупных музеев мешает привлекать в город туристов, инвесторов и высококвалифицированные кадры. А без внятной политики городских властей все новые общественные пространства рискуют превратиться в сплошную улицу Рубинштейна.

Доклад «Новая культурная география Санкт-Петербурга» был опубликован на сайте «Центра Стратегических разработок «Северо-Запад» в начале сентября. Он адресован не только профильным специалистам (деятелям культуры и урбанистам), но и государственным служащим. Веса 100-страничному документу добавляет тот факт, что среди его авторов указан вице-губернатор Владимир Княгинин (в прошлом руководил «ЦСР — Северо-Запад». — Прим. ред.). Инициатор исследования — Фонд поддержки инноваций и молодежных инициатив Санкт-Петербурга. В числе его учредителей такие гиганты, как банк «Россия», ВТБ и Фонд поддержки социальных инициатив «Газпрома». Владимир Княгинин участвует в событиях фонда, программа «Проекты, двигающие город» находится под его патронажем.

Главный вывод, к которому приходят эксперты, неутешителен: Петербург не вписался в «культурный поворот» (изменения, произошедшие в начале 1970-х годов в гуманитарных и социальных науках, одним из следствий которых стало размывание строгих границ культуры и появление модели «экономики впечатлений». — Прим. ред.). Авторитет Северной столицы в области классической культуры непререкаем, но современное искусство оказалось в роли «догоняющего», что не дает получать экономические преференции в виде притока инвесторов, туристов и молодых высококвалифицированных работников (так называемая премия за красоту).

Северная столица проигрывает Москве по количеству культурных институтов, плотности культурных событий, их масштабу и уровню. «Эрмитаж» регулярно показывает выставки звезд мирового масштаба, но Петербург в пять раз уступает Москве по количеству выставок-«блокбастеров». Международное профессиональное сообщество не рассматривает Петербург в качестве лидера в современной культуре. За последние пять лет ни одна из петербургских выставок не попала в рейтинги профессиональных иностранных изданий (например, The Art Newspaper, Art Forum, Hyperallergic). Художественных галерей в Петербурге в четыре раза меньше, чем в Хельсинки, в 10 раз меньше, чем в Барселоне и в почти 60 раз меньше, чем в Нью-Йорке. «Необходимо вернуть городу роль национального культурного авангарда», — говорится в докладе.

Источник: Скриншот доклада «Новая культурная география Санкт-Петербурга»Источник: Скриншот доклада «Новая культурная география Санкт-Петербурга»
Источник:

Культура есть, политики нет


Частью современной культуры может быть не только конкретное произведение искусства, но и любое впечатление, даже гастрономическое. А главными ее элементами становятся общественные пространства.

Новая культурная география уже вносит весомый вклад в экономику Петербурга. Аналитики «ЦСР Северо-Запад» насчитали в Северной столице 52 площадки и проекта современного искусства. С оговорками к ним можно причислить даже «ресторанные улицы» — Рубинштейна, Жуковского и так далее. Число посетителей, с учетом гастрокластера, могло достигнуть 15 млн человек в допандемийном 2019 году. Для сравнения, 12 крупнейших объектов традиционной культурной географии (Петергоф, Исаакиевский собор, Царское Село, Павловск и другие) посетило более 30,8 млн человек.

Источник: Скриншот доклада «Новая культурная география Санкт-Петербурга»Источник: Скриншот доклада «Новая культурная география Санкт-Петербурга»
Источник:

На территории 20 основных креативных пространств расположилось примерно 676 организаций. Точно оценить их выручку эксперты затруднились. В зависимости от среднего чека она может составлять от 5 до 11 млрд рублей в год. Они обеспечивают от 4,5 до 8 тысяч рабочих мест, что сопоставимо с количеством мест в бюджетных учреждениях культуры и искусства в Петербурге (13,6 тысяч). Но одно рабочее место в сфере искусства и художественного ремесла создает не менее шести-девяти рабочих мест в смежных индустриях.

За последние 10 лет число новых пространств удвоилось, но в последнее время темпы развития заторомозились: виноват не только ковидный год, но и обострение конкуренции в этом секторе.

Источник: Скриншот доклада «Новая культурная география Санкт-Петербурга»Источник: Скриншот доклада «Новая культурная география Санкт-Петербурга»
Источник:

Ускоренное развитие новой культурной географии позволило бы Петербургу решить ряд актуальных задач, например — создать новые рабочие места, возродить «серый пояс» и разгрузить исторический центр от «сверхтуризма», то есть вытеснения туристами местных жителей. Но если пустить это на самотек, новая культура несет в себе риски. Один из них — «фудификация», то есть вытеснение общепитом собственно культурной составляющей. Классический пример — улица Рубинштейна, где не утихает конфликт между местными жителями и ресторанами. Кроме того, популярные площадки могут вытеснить с соседних территорий другие экономические важные виды деятельности, например промышленность и вместо них «примагнитить» жилье. Примером может быть «Севкабель Порт».

Что делать?


Главный совет, который дают авторы доклада петербургским властям, сформулировать политику в области новой культурной географии, которая сейчас фактически отсутствует. «Начинать нужно с ее признания как относительно нового явления петербургской культурной жизни и как специального объекта управления со стороны города», — говорится в документе.

К слову, московский департамент культуры взял на себя ответственность не только за «высокую» культуру, но и за досуг москвичей и городскую атмосферу (городской дизайн, уличная еда, паблик-арт и пр.). Для этого создал ряд новых организаций: Мосгорпарк, Центр музейного развития, Московский городской библиотечный центр, которые занялись модернизацией публичных пространств, городских парков, их событийным наполнением. В 2019 году был запущен новый инструмент поддержки — статус креативного технопарка. Ближайшие соседи — Эстония и Финляндия тратят на поддержку современного искусства и креативных индустрий миллионы евро в год. В Петербурге же новая культура почти не получает помощи властей: в 2020 году на такие организации пришлось менее 1% от общей суммы субсидий (около 10 млн рублей).

Для Петербурга предлагается комбинированная стратегия развития новой культурной географии с учетом опыта Нью-Йорка, Лондона, Праги, Барселоны и других.

К примеру, имеет смысл поощрять культурные кластеры, чтобы их не вытеснила коммерция. Инструментами может быть льготная аренда, специально организованный календарь культурных событий. Также нужно облегчать доступ туристов в пространства за пределами туристического центра, организовать туда пешеходные (а в ряде случаев и водные) пути, включить в городскую навигацию, в туристские карты.

Отдельным пунктом прописано развитие территории вокруг «Лахта Центра», в котором примерно треть площадей будет отдано под концептуальные общественные пространства.

«Там есть потенциал создания большого количества instagrammable (подходящих для фотографирования и выкладывания в соцсети. — Прим. ред.) объектов как в акватории, так и на берегу», — отмечается в документе.

«Культурный поворот» неизбежно должен найти отражение в государственных программах развития Петербурга. Правда, это потребует слаженных действий как минимум 10 комитетов Смольного. Также придется создать партнерство города и новых публичных пространств и культурных площадок.

С современным искусством дело обстоит еще сложнее. Несмотря на то что Петербург — один из крупнейших городов Европы, в нем нет мегагалерей, глобальных штаб-квартир, арт-аукционов, а также биеннале современного искусства и крупной международной арт-ярмарки. С другой стороны, рынка частных потребителей и крупных инвесторов в Северной столице тоже нет. Отсутствуют и корпоративные коллекции.

Чтобы раскачать рынок, в городе должен появиться музей современного искусства международного уровня или площадка, которая сможет регулярно собирать выставки-«блокбастеры». Не помешают собственные биеннале и ярмарки современного искусства. Но потенциальным проектам придется выдержать серьезную конкуренцию: в мире насчитывается более 320 биеннале и порядка 270 ярмарок современного искусства разного уровня. Эксперты предлагают выделять гранты участникам международных ярмарок и студентам, изучающим культуру и искусства, организовывать пресс-туры для СМИ.

Подробных расчетов экономического эффекта, который дадут указанные меры, в документе не приводится. Но современное искусство составляет 15% мирового арт-рынка (около 10 млрд долларов в 2019 году). Также описывается несколько зарубежных кейсов. К примеру, после открытия филиала Музея Гуггенхайма в испанском Бильбао за три года посетило более 4 млн туристов, которые оставили там более 100 млн евро в виде региональных налогов. Второй пример — немецкий Кассель. Выставка documenta, которая проходит раз в пять лет, собирает в четыре раза гостей, чем проживает в городе. Парк Хай-Лайн в Нью-Йорке, появившийся на месте закрытой ветки надземной железной дороги, сильно повлиял на окружающие районы: стоимость жилья подскочила в два раза за восемь лет.

Вице-губернатор Владимир Княгинин не ответил на запрос «Фонтанки» о том, станет ли созданный при его участии доклад руководством к действию для городских властей. Культурный вице-губернатор Борис Пиотровский не стал комментировать вопрос «Фонтанки» о том, согласен ли с выводами о состоянии современного искусства в Петербурге. Но в комитете по культуре сообщили, что вице-губернатор знаком с документом и передал его для изучения подчиненным. «Все эти идеи будут учтены в новой концепции развития культуры в Петербурге, которая будет представлена до конца 2021 года», — отметили в ведомстве.

Глава комитета по развитию туризма Сергей Корнеев сообщил, что поддерживает идею развития новой культурной географии. «Мы взаимодействуем, новая культурная и туристская география является составной частью туристской и наоборот. Общая цель, в нашем понимании, расширить восприятие города и его географии», — сказал он.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
6
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях