Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Выставки Куда пойдем сегодня «Перед вами то, что никто не видел 100 лет!» Музей Достоевского обновился к юбилею писателя

«Перед вами то, что никто не видел 100 лет!» Музей Достоевского обновился к юбилею писателя

22 357

В год 200-летия со дня рождения Федора Достоевского в его музее открылась новая постоянная экспозиция — такое там случается нечасто. «Фонтанка» заглянула в знаменитые стены и рассказывает, почему это будет интересно всем.

17 сентября в Музее Достоевского заработала новая постоянная выставка. В соседнем с мемориальной квартирой писателя помещении теперь экспонируются дневники, письма, фотографии и другие предметы, относящиеся к его жизни и творчеству. Материалы собирали три года, Музею Достоевского помогали Музей истории Санкт-Петербурга, Пушкинский дом, Петрозаводский университет и другие музеи, архивы и библиотеки. Это четвертая постоянная экспозиция музея за полвека его существования.

Пространство

Целый год литературная экспозиция Музея Достоевского была закрыта на реконструкцию. 17 сентября она заработала в новом облике. Вместо темных стен в точечной подсветке посетителей встречают светлые залы в традиционных петербургских серо-синих оттенках.

Пространство разделено на секторы, каждый посвящен одному из главных романов писателя — «Преступление и наказание», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», а отдельный — публицистике писателя. Общая площадь экспозиции — 130 квадратных метров. Современные дизайнерские решения дополняются авторской живописью художника Михаила Бычкова. Самым сложным, рассказывает дизайнер выставки Аркадий Опочанский, было разместить в таком ограниченном пространстве огромное количество материалов по Достоевскому.

1 из 6

Сектор каждого романа до предела, от пола до потолка, заполнен музейными материалами. В нишах за стеклом — выдержки из дневников писателя, рабочие заметки, письма, в которых он обсуждает работу над романом, фотографии времени создания романа и другие предметы. На стенах — цитаты и рисунки.

Впервые в Музее Достоевского экспозиция рассказывает о неосуществленном замысле писателя в 1860–70-х годах — романе «Житие великого грешника». Один из исследователей назвал этот роман «творческим лоном», из которого вышли последующие романы писателя: «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы».

1 из 2

Также впервые в музее экспонируется публицистика Достоевского. На выставке можно узнать, как беспокоила писателя проблема молодежных самоубийств, почему он увлекался спиритизмом и что думал о восточном вопросе. «Константинополь должен быть наш» — вынесена на стену цитата из дневника писателя.

Интерактивная часть экспозиции — карта «Петербург Достоевского», она включает более 100 адресов, связанных с писателем. Это дома, где жил сам Достоевский, и герои его произведений, адреса судьбоносных встреч и знакомств, редакции и издательства и просто любимые места писателя. На карту нанесены маршруты героев Достоевского, их путь по ходу действия произведений: маршрут Двойника, маршруты Раскольникова, маршрут Нелли из «Униженных и оскорбленных» и пути других героев.

1 из 2

Шедевры и «пустячки»

Один из авторов выставки, замдиректора музея Борис Тихомиров («Ведущий специалист по Достоевскому нашей страны!» — со значением кивает женщина рядом) с гордостью подводит гостей вернисажа к сектору романа «Бесы».

«Перед вами то, что никто не видел 100 лет!» — торжественно показывает специалист на маленькую книжечку за стеклом, раскрытую на развороте и заполненную непонятным текстом на латинице. — Это знаменитый зашифрованный «Катехизис революционера» Сергея Нечаева, который является прототипом одного из главных героев «Бесов» Петруши Верховенского. Был только один экземпляр «Катехизиса» в следственном деле, 32 странички, размер 6,5 на 8, который сгорел в 1917 году во время погромов. Оригинала нет! Наш художник-муляжист восстановил его по фотографиям».

Дав посетителям минуту, чтобы справиться с восхищением, Тихомиров увлеченно продолжает, показывая на листы с рукописным текстом: «А вот это уже так, «пустячки». Это глава «У Тихона» из романа «Бесы», которая не вошла в окончательную версию произведения». Этой главой должна была начинаться третья часть романа, но по цензурным соображениям издатели не стали включать главу с описанием изнасилования девочки Ставрогиным.

«Написана рукой Анны Григорьевны Достоевской, — почтительно говорит Борис Тихомиров и показывает на черно-белый портрет жены Достоевского, — Здесь она беременна первой дочерью Соней, это даже немножко видно на фотографии».

«А это — копия?» — спрашивают организатора выставки гости.

«Это лучше, чем копия! — волнуясь, восклицает Тихомиров. — Вы знаете, какой у нас копиист работал? Гениальный! Он скопировал автографы с мельчайшими завитушками, со всеми деталями! Поймите, автографы великих хранятся в архивах за семью печатями, и вот так открыто национальное достояние нельзя вывешивать. Поэтому у музейщиков есть свои приемы, чтобы люди увидели все эти шедевры».

Он стремительно перемещается в противоположный конец экспозиции, в сектор, посвященный революционному периоду жизни Достоевского.

«А вот — список, который составлен в Третьем отделении Канцелярии его Величества, куда привезли петрашевцев 23 декабря 1849 года. Ночью их отправили в Петропавловскую крепость. Комендант крепости Набоков принимает их лично и напротив каждого ставит крест: «Прибыл. Прибыл. Прибыл». И ставит номер камеры Алексеевского равелина. По списку мы видим, что Достоевского направляют в камеру номер 9. И вот — собственноручные показания Достоевского на допросе…».

Pro et contra

Идея выставки выражена во фразе Pro et contra — и, по замыслу организаторов, передает борьбу писателя с внешними испытаниями и внутренними противоречиями. В противоположных концах зала, друг напротив друга, находятся «смысловые полюса» экспозиции: с одной стороны — стенд, посвященный молодому Достоевскому — революционно настроенному члену кружка «петрашевцев», — и, с другой стороны, Достоевскому времени написания «Бесов» — зрелому, воцерковленному, ужаснувшемуся идеям революции.

1 из 2

«Есть ли здесь перекличка с сегодняшним днем? — задается вопросом Борис Тихомиров. — Я глубоко убежден, что мы до сих пор живем в эпохе Достоевского. Те проблемы, которые поднял писатель, до сих пор актуальны. Мы читаем не о прошлом, и не о предыстории современных событий, нет. Мы читаем о том, что является животрепещущим и в сегодняшний день. Именно поэтому такая выставка нужна городу, необходима всем, кто любит Достоевского».

Мария Лащева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях