В Петроградском районе на участке № 1616 по итогам выборов в Госдуму оказалось аномально пусто в строке за «того самого» Бориса Вишневского. Иначе и быть не могло, вспоминают свидетели подсчета.
По данным ГАС «Выборы», за три дня голосования на участке № 1616 лишь 2 человека поставили галочки напротив строчки «Вишневский Борис Лазаревич» — в одномандатном списке Госдумы. Его оппонентом был вице-спикер городского парламента единоросс Сергей Соловьёв. Страшно представить, что за благодеяния он обрушил на головы местных жителей, из которых за него проголосовали 1 123 человека (всего в списках 1 681 избиратель, до участка дошло 1 211).
Эти цифры не возникли в недрах электронной системы, они содержатся в бумажной сводной таблице по всей территориальной избирательной комиссии № 54. На соседних участках оригинальный Вишневский набирал существенно больше — 168, 116, 132, 106 и так далее. У Соловьёва есть еще пара «пиковых» участков — 1 651 и 1 653, где к нему питают симпатию от 1 000 до 1 700 человек, но даже на них Вишневскому не прописывали так мало.
Всего на участке ТИК № 54 Соловьёв набрал под 9 тысяч голосов, Вишневский — 3,5 тысячи; по всему округу результаты — 55 272 против 37 438 соответственно.
Здесь, как и везде, голосовали по четырем спискам. Если посмотреть на голосование по ним, то видно, что жители по названным участкам крайне последовательны в политическом смысле.
Вишневский шел в Госдуму по Центральному округу, в который входит и Петроградка (сюда заявился один из его новоприобретенных тезок); а в ЗакС — по Центру, где боролся с главой комитета по соцполитике Александром Ржаненковым (да-да, та самая история с тремя Вишневскими). К обоим районам во время выборов было приковано внимание: попытка вброса бюллетеней, которую Марина Лыбанева назвала провокацией, предполагаемые карусельщики, в которых ГИК решил опознать заплутавших курсантов.
На результаты участка № 1616, где по итогу оказалось всего два голоса за Вишневского, обратила внимание Александра Бузакова. На минувших выборах она работала на соседнем УИК № 1614 в качестве члена комиссии с правом совещательного голоса. «У нас там Вишневский победил», — сказал она. Когда голосование в третий день уже подходило к концу, девушка вместе с мужем, чтобы проголосовать, дошла до УИК № 1616, к которому они прикреплены. Оказавшись за сакральной шторкой, как признались, поставили галочки за Бориса Лазаревича.
Все три дня во время голосования сам участок в новости не попадал. Из странностей, как рассказала «Фонтанке» член УИК № 1616 с правом совещательного голоса Екатерина Романюта, ежедневно не сходились данные по ручным подсчетам голосующих через счетчик и записям в книгах. В последних в каждый из трех дней оказывалось примерно на сотню избирателей больше. «Во второй день с трудом удалось ознакомиться со списками избирателей. Пришлось приезжать членам вышестоящей комиссии, чтобы объяснить сотрудникам нашего УИКа, что мы вправе их посмотреть», — добавила Романюта.
Веселье началось к вечеру последнего дня голосования. Всего независимых наблюдателей на участке, по ее словам, было трое. Когда начался подсчет избирателей по книгам учета, участники процесса им стали закрывать обзор. «Мы позвонили в полицию. Сотрудники приехали, но стали задерживать нас, из-за какого-то заявления. По всей видимости, к ним из-за нашего возмущения обратилась председательница участка», — сказала она.
Романюту и двух других наблюдателей отвезли в отдел полиции № 18. Он и 36-й отдел вообще оказались популярны среди бдительных членов УИК, работавших на Петроградской стороне при подсчете в заключительную ночь выборов. «Подержали немного и отпустили без протокола. Почему мы были задержаны, не объяснили», — добавила Романюта. На УИК, по закону, они уже вернуться не смогли, и он остался, по сути, без наблюдателей, как и еще четыре других на Петроградке.
«Из ТИКа прислали сводную таблицу итогов по 1616-му, и там такое — за Бориса Лазаревича всего два голоса. Получается, что это я и мой муж», — сказала Бузакова в разговоре с «Фонтанкой».
В негодовании она бросила клич в домовой чат, где откликнулись двое соседей, которые также подтвердили, что были на участке и голосовали за «того самого» Вишневского. В разговоре с «Фонтанкой» Полина и Семён подтвердили это и продемонстрировали прописку. «Мы были там 19 сентября около 16 часов, голосовали за Бориса Лазаревича», — сказала Полина.
Искать других избирателей Бузакова решила в сообществе «Петроградская Диаспора» в Facebook. Откликнулись сразу несколько человек, которые утверждали, что они также могут быть кандидатами на эти два голоса за «яблочника».
В частности, Ольга, проживающая на Большой Пушкарской, 1/9 (УИК № 1616), которая «как знала» и сфотографировала свой выбор в избирательной кабинке. «Голосовала 19 сентября около 12 часов. Я специально взяла ручку пожирнее, бюллетень и проголосовала», — добавила она. То же подтвердил и Денис Свирко, житель с переулка Нестерова, который был удивлен подобными результатами. «К сожалению, даже не подумал сделать фотографию бюллетеней», — сказал он.
На однотипную историю, только с выборами в городской парламент, Вишневский 20 сентября подал жалобу. Она произошла на участке № 2247 в Центральном районе, где за депутата проголосовали всего лишь семь человек. «А за Александра Ржаненкова свыше 500 человек, ну такого отрыва просто быть не может. Это вопиющие случаи, которые будем обжаловать», — добавил депутат. Именно после этого на выходе из здания районной администрации на него напали спортивные ребята и выхватили у него копии жалоб.
Однако и на этом участке находят «пропавших». По словам депутата муниципального совета МО «Смольнинское» Дианы Серой, она нашла девять избирателей, проголосовавших за Вишневского. «Если соберётесь в суд, постараюсь найти тех, кто готов пойти туда», — написала она в Twitter.
Сам Вишневский, как рассказал он корреспонденту «Фонтанки», в подобные «аномалии» не верит и планирует подать жалобу в ближайшее время. «Это фальсификация. Прекрасно знакомый мне обжитой квартал возле зоопарка. Достаточно посмотреть вокруг, на соседние участки, чтобы понять, что так не могут различаться результаты, — сказал он. — Люди пишут, что голосовали, возмущаются. Фотографии бюллетеней никто не присылал, но я людям склонен доверять. Сейчас обсуждаем с юристами подачу жалобы».
Если попытаться найти юмор в произошедшем, можно отметить, что аномальный участок № 1616 — едва ли не единственный, где два Вишневских получили почти поровну голосов (у второго — 1). Хотя нет, даже здесь оригинал обгоняет конкурента вдвое.
Мария Долбиш, «Фонтанка.ру»