Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение мнение Об экскурсиях — «небанальных» и просто плохих. Ответ Фёдору Погорелову

Об экскурсиях — «небанальных» и просто плохих. Ответ Фёдору Погорелову

18 201

Начну с похвалы «Фонтанке» за «(От)личный Петербург». Прекрасная идея и хороший импульс для дальнейшего развития экскурсионного дела в Петербурге! А оно имеет глубокие корни и солидный фундамент. Петербургские экскурсоводы высоко котируются, и многие вполне успешно работают за границей.

Появление «(От)личного Петербурга» в разгар пандемии — серьёзное действие для привлечения в Петербург туристов. Но текст мой возник из острого желания ответить на опубликованное «Фонтанкой» интервью с Фёдором Погореловым, озаглавленное «Секс, смерть и осетинский футбол вместо пальцев Пушкина».

Я — петербургский экскурсовод с 30-летним стажем, руководитель старейшей экскурсионной фирмы Петербурга «ЭКЛЕКТИКА» и известных курсов экскурсоводов. Так что я хорошо знаю экскурсионный рынок Петербурга сегодня и 30 лет назад.

Интервью Фёдора Погорелова сначала вызвало резкое возмущение. И не только у меня, но и у многих петербургских экскурсоводов.

Нужно знать, что в последние годы на петербургском экскурсионном рынке возникло огромное количество экскурсоводов, утверждающих: «Традиционные экскурсии» — это ерунда!» (я намеренно остаюсь в рамках литературного языка и сильно смягчаю их высказывания), «Вот я проведу для вас «небанальную», «настоящую», «современную», «затейливую» и т. д. экскурсию».

Такие высказывания формируют у доверчивых читателей соцсетей представление о том, что «традиционная экскурсия» — это бред выживших из ума бабушек. Что экскурсии, организованные туристическими фирмами, — это вчерашний день!

При этом значительная часть экскурсий этих людей сводится к рассказу о грифонах, вылетавших из «башни Пеля», к пересказу нескольких баек из книжек Синдаловского и к показу, где какое место у статуи нужно потереть, чтобы разбогатеть, сдать экзамен, купить «Мерседес». Я бывал даже на экскурсии (правда, в Москве), где на полном серьёзе рассказывали, где надо потереть стену монастыря, чтобы… забеременеть. И автобус был набит под завязку!

Всё это — предыстория. А теперь об интервью Фёдора Погорелова.

Не буду говорить об экскурсиях Фёдора Погорелова, потому что на них не был.

Меня сразу насторожила фраза интервьюера о том, что, по мнению Фёдора, «традиционные экскурсии скучны, а то и вовсе могут нанести психологическую травму подрастающему поколению…».

Потом я прочел слова самого Фёдора: «С детьми из московской частной школы было сложно, потому что накануне они были в Царскосельском лицее и классическая экскурсоводша старой школы нанесла им серьезную психологическую травму рассказами о том, что «эти страницы помнят пальцы Пушкина, мы сейчас задержим дыхание». (Несколько месяцев назад, услышав мои слова в программе телеканала «Санкт-Петербург» про какую-то «блогершу», дочь строго сказала мне, что это сексизм! Так что двадцатилетним «экскурсоводша» Фёдора тоже может не понравиться.)

На плохую «традиционную экскурсию» я впервые попал ещё в год рождения Фёдора — в 1982 году. И тогда с сочувствием смотрел на школьников, которые в третий или четвертый раз подряд ехали на экскурсию «Стояли со взрослыми рядом». Подростки для смеха произносили знакомый текст чуть раньше экскурсовода. Я был в ту пору руководителем хора мальчиков, и мне в голову не могло прийти, что я тоже буду водить экскурсии.

Абсолютно согласен с Фёдором в том, что плохая экскурсия невыносима для подростков! Да и для взрослых.

Но почему он утверждает, что «большая проблема на рынке, что большое количество гидов ментально находятся в 1981 году»? В Петербурге огромное количество отличных экскурсоводов всех возрастов. У меня в фирме до самого недавнего времени набирались полные автобусы на экскурсии Ирины Вербловской, которая к тому моменту отметила 85-летие. И есть молодые экскурсоводы, проводящие интереснейшие классические авторские экскурсии!

И это пример всего одной фирмы. А я слежу в соцсетях за многими экскурсоводами — единомышленниками и конкурентами — и вижу, что они и любят, и знают город, и великолепно его показывают в рамках «традиционных» экскурсий!

Здесь мы видим лёгкий изящный трюк подмены одного понятия другим: «традиционную» (или «классическую») экскурсию Фёдор Погорелов отождествил с занудной, скучной, устаревшей!

Этим трюком пользуется не только Фёдор, но все, кто хотят «отстроиться от конкурентов».

Но экскурсии, которые называют «небанальными», «нестандартными», «затейливыми», часто сводятся к тому, что вместо посещения классического музея клиентов заводят во двор, в парадную или тащат на крышу.

Один из моих коллег процитировал московскую статью 2016 года: «Новое поколение независимых гидов — это не жалкого вида пенсионерки, бормочущие себе под нос что-то скучное… Гораздо больший пользовательский интерес вызывают экскурсии с каким-то уникальным предложением... Из представленных на нашем ресурсе наибольшей популярностью пользуются экскурсии по смотровой площадке «Москва-Сити», на киностудию «Мосфильм» и «Ночная Москва у ваших ног» — на Останкинскую телебашню».

Простите, в чем новизна Останкинской телебашни? Я на нее поднимался в 1971 году. И на смотровой площадке «Москва-Сити» был лет 5–6 назад.

15 лет назад я делал ночную экскурсию «Бедный Павел, бедный князь!» с заходом в кабинет Павла I в час ночи, то есть в час его убийства. Мы ходили с великолепным экскурсоводом музея по абсолютно пустому замку, и тени шли за нами по коридорам и лестницам. Экскурсия пользовалась большим спросом, хотя, на мой взгляд, это была вполне традиционная экскурсия.

Просто в головах у многих путаются понятия. А все участники экскурсионного рынка стараются выделиться, отстроиться от конкурентов самыми разными способами. В том числе — и придумывая «красивые фантики» и утверждая, что их экскурсии совсем новые!

Получив согласие главного редактора «Фонтанки» на ответную публикацию, я перечел интервью Фёдора Погорелова, выписывая для себя цитаты, один раз, другой и…

И понял, что со многими тезисами Фёдора я вполне согласен! Что мне тоже нравятся те точки для показа, которые назвал он. Я подписываюсь под его фразой: «Я люблю город и свою работу и придумываю маршруты по тем местам, где мне интересно погулять самому, где отдыхает глаз».

Но с несколькими вещами я всё же поспорю.

Во-первых, давайте уважительно относиться к коллегам или конкурентам, даже если они вам лично не слишком симпатичны. Заявлять, что «большое количество гидов ментально находятся в 1981 году», некорректно!

И во-вторых, давайте будем оставаться носителями красивого русского языка, а не «нести в массы» сленг. Одно дело комментарии к матчу в прямом эфире, в котором из-за необходимости описывать ежесекундно меняющуюся ситуацию, из-за эмоционального напряжения можно допустить и спортивный сленг, и неряшливость речи, другое — экскурсия, где вы выступаете в роли носителя культуры.

Меня (и моих коллег) покоробили фразы вроде «не нужно ничего прогонять про пальцы Пушкина».

И в-третьих, я бы не культивировал тренд «Бандитский Петербург» (хотя меня могут упрекнуть, что выпускница моих курсов разработала весьма яркую экскурсию «Ужасный век, ужасные сердца!», у которой предложенное автором название звучало: «Почему Петербург — бандитский, а Москва — воровская?»).

Я предпочитаю гордиться тем, что на мои экскурсии приходят сотрудники музеев, что я вожу экскурсии для людей, оставивших свой след в мировой культуре.

Интервью Фёдора редакция озаглавила «Секс, смерть и осетинский футбол вместо пальцев Пушкина», потому что «у жанра устного рассказа есть три главных двигателя — секс, смерть и деньги». Да, он прав, и он грамотно выстраивает свой маркетинг.

Я же своё интервью предпочту назвать «Любовь, жизнь и красивый русский язык».

Но это уже дело вкуса, а ещё древние говорили: «О вкусах не спорят».

За пределами этой публикации остались важные перемены в жизни экскурсионного рынка, которые, собственно, и проявились в нашем заочном споре. Но это отдельная и важная тема, о которой я бы хотел поговорить отдельно.

Согласны с автором?

Да
Нет

Игорь Воеводский — создатель и бессменный директор Агентства путешествий «ЭКЛЕКТИКА», главный редактор «Петербургского детского исторического журнала "АВТОБУС"». Водил экскурсии для Тонино Гуэрры и Бенни Андерссона, министров России и стран Европы, известнейших российских киноактеров. До пандемии водил туры по всей Европе, а сейчас расширил географию своих туров по России. Первым в Петербурге стал указывать в рекламе экскурсий фамилию и имя экскурсовода.

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
17
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях