Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Особое мнение Общество мнение Евангелие от YouTube. Почему актриса-монахиня отправляет коллег в шахты

Евангелие от YouTube. Почему актриса-монахиня отправляет коллег в шахты

19 330

В августе этого года 76-летняя народная артистка РСФСР Екатерина Васильева приняла постриг. А 16 сентября уже дала интервью как инокиня Василиса. Интервью брал сын Васильевой протоиерей Димитрий Рощин для YouTube-канала «153ГОРЫ». Разговор, который начинался как родственный междусобойчик двух близких людей, закончился скандалом после его публикации в интернете. Похоже, батюшка открыл новый медиажанр.

Екатерина Васильева после пострига живет в монастыре Зосимова Пустынь недалеко от Наро-Фоминска. Как актриса она снялась более чем в 200 фильмах. Среди самых известных лент — «Обыкновенное чудо», «Экипаж», «Соломенная шляпка», «Бумбараш» и «Чародеи». В 1993 году Екатерина Васильева перестала играть и стала послушницей Толгского монастыря в Ярославской области. В 1996 году она вернулась в кинематограф. Екатерина Васильева — бывшая артистка Театра Ермоловой, «Современника», МХАТа. В каком статусе воспринимать гостью студии, неясно и самому Рощину, который представил мать сначала «народной артисткой России», а уже потом — инокиней. Выглядело это как спектакль. Рощин настроил собеседницу на «хороший, радостный, жесткий разговор». Выпускник ВГИКа, он, в меру скромных сил, срежиссировал диалог с инокиней-актрисой.

Монах и пьяница

Ответа, почему мать пришла к Богу, сын не получил. Предположение, что это могло быть «правдоискательство», ей не понравилось, потому она поспешила отречься от прошлого с «диссидентами» и «интеллигенцией», которую возненавидела. Свой приход в монастырь Васильева объяснила ленью и бытовым комфортом — службы в монастыре пропустить не удастся. Рощин восхитился: старая женщина предпочла строгий быт с «удобствами на этаже» домашнему уюту. Васильева призналась, что мечтает о спасении души, хотя «шансов у нее мало», а ей хочется успеть отмолить свои грехи.

— Интеллигенцию — в монастырь, в шахты, — заявила актриса, которая увидела в «неверующей гордой интеллигенции» источник зла, растлевающий души.

Рассказала, что ей внушили важность быть актрисой. Учителей от шахт актриса освободила, но с условием, «если они верующие люди». Кто будет работать, если вся интеллигенция окажется в «шахтах», не ответила. Васильева противопоставила Бога интеллигенции с «сатанинским кодексом чести» и вскипела: «Зачем они пишут книги и фильмы, если они не о Боге?»

— В чем болезнь нашего народа? — поставил вопрос ребром отец Димитрий, видимо ставя себя и мать в позицию судей этого самого народа.

— В суррогатных идеях. Читайте Евангелие, — ответила инокиня, которая мечтает о тотальном православии и уходе в XV век.

По мысли актрисы, настоящий русский человек — монах, царь Николай II, Столыпин и Олег Ефремов.

— Монах и пьяница, — подвел черту отец Димитрий.

Смотреть интервью мучительно. Сын, видя, как тушуется мать, смеется: «Это вопросы для мужского монастыря». Та не обижается и повторяет: «Господь спасет Россию».

Мнения о том, как трактовать слова актрисы, разделились. То, что недавно принявший постриг человек дает интервью, поразило всех, как и агрессия к своим же согражданам, причем из уст монахини.

Запрета на интервью у монахов нет. На это требуется разрешение игумена, следовательно, инокиня Василиса его получила. Но тут возникает вопрос: зачем ей публичность? Впечатление, что актриса продолжает по инерции играть роль, только если раньше это были женщины вполне себе мирские, то теперь — монахиня.

Интеллигенция как враг

Собирательная «интеллигенция» стала коллективным врагом «русского народа» не вчера, безыскусная риторика инокини Василисы держится за более авторитетных предшественников. В частности — за взгляды «народного батюшки» Иоанна Кронштадтского, считает Александр Панченко. Этот священник из низов в начале XX века завоевал невероятную популярность. Он был ярым монархистом, щедрым жертвователем и бессребреником, но при этом не отличался даром красноречия. Милость к одним сопровождалась лютой ненавистью к другим — врагу в лице «интеллигенции».

— Для Иоанна Кронштадтского интеллигенция — это своего рода синоним нигилизма, люди, разрушающие государство и православие, повинные во всех смутах и нестроениях, в том числе — в революционных событиях 1905 года, — объясняет Александр Панченко, ведущий научный сотрудник ИРЛИ РАН, профессор факультета антропологии ЕУСПб. — У отца Иоанна было, конечно, вполне фантастическое представление об интеллигенции как о социально-идеологическом движении со Львом Толстым во главе. Высказывания отца Иоанна и его последователей действительно популярны и у некоторых современных православных. Вот цитата из его дневника: «Вы, интеллигенты, оставили небесную мудрость и ухватились за земную суету, ложь, мираж, мглу непроглядную: и будете наказаны собственным безумием, своими страстями». Понятно, что современные сторонники этих идей обвиняют воображаемую интеллигенцию и в революции 1917 года, и в Гражданской войне, и в преступлениях советского режима, и в распаде СССР, да и вообще в чем угодно.

Вспоминать о том, что актриса сама из среды интеллигенции, бессмысленно: она же кается, чего желает и врагу.

— В нашем атомизированном «обществе недоверия» публичные поиски врагов вообще легко находят отклик, с чем, вероятно, связан успех агрессивных «медийных православных» типа покойных священников Всеволода Чаплина и Дмитрия Смирнова и «старцев» типа Сергия Романова. Но вот соотношение конспирологической и ксенофобской риторики с повседневной жизнью — это более сложный вопрос. Иногда у меня создается впечатление, что все эти параноидальные или людоедские высказывания — это своего рода развлекательное шоу, а не идеологическая программа, — считает Александр Панченко.

— Ненависть интеллигенции к себе это как еврейский антисемитизм. В случае интеллигенции — распространённое явление, к тому же усугублённое богоискательством. В эпоху Серебряного века это восходило к романтизму и было красиво. А теперь выглядит очень пошло, — считает Борис Фаликов, доцент центра изучения религии РГГУ.

Человек в униформе

К образу актера соотечественники — особенно люди старшего возраста — относятся неравнодушно. Иногда теряются в реакциях: обожать или ненавидеть? Особенно это заметно в «Фейсбуке» в день смерти известного актера, когда пользователи от лица коллективной совести судят, насколько талантливым был покойный и верной ли дорогой шел как гражданин. Место пророка вакантно быть не может: и если пророком не стал писатель, как в XIX веке, то за кого же хвататься? Пусть будет актер: он и известный, и талантливый, интервью дает. Логика спорная, однако очевидная, учитывая внимание к актерам, которые при этом не обязательно сочетают в себе талант и могучий интеллект.

Актриса-монахиня — образ сильный. И это верно понял режиссер-священник. А дальше — бенефис кающейся грешницы, которая публично заламывает руки, поминая прошлые ошибки.

Человек в униформе вообще магнетизирует, а человек в рясе — вроде как избранный, он пошел своим путем, особым. А поскольку в прошлом вел вполне себе грешную жизнь, то наверняка скажет нечто откровенное наивным душам, которые жаждут припасть к истокам и услышать заветное слово. Ситуация смоделирована удачно, но подкачало исполнение. Чтобы идти в народ, надо иметь слова; у актрисы-инокини их не оказалось, а те, что нашлись, пахнут серой. Императив «всем — в монастырь» аналог призыва к всеобщему покаянию в неясном грехе.

Герой в рясе стал медийной персоной не вчера, как не вчера он почувствовал себя оплотом нации, рупором Бога на земле. Или режиссером. Вот отец Димитрий не единственный священствующий выпускник ВГИКа. Как известно, Георгий Шевкунов, прежде чем стать митрополитом Тихоном, учился именно в этом вузе. Если митрополит Тихон окормляет россиян словом написанным, то его младший коллега Рощин предпочитает снимать интервью. «Звезда в тапочках» — жанр привычный, «селебрити молится» — тренд. Инстаграмы звезд в картинках рассказывают не только о ботоксе, но и о постных блюдах и приходу к вере. Монахиня-актриса Екатерина-Василиса с подачи своего сына в спорном амплуа первая. Но, видимо, не последняя.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
21
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях