Голоса на Васильевском острове считали лица, не имеющие к избирательному процессу никакого отношения. Прежние методы управления выборами меркнут перед новой мистификацией.
Вчера глава ЦИК Элла Памфилова устроила разнос Петербургу за массовые нарушения. Список ее претензий почти бесконечен. Но сегодня «Фонтанка» рассказывает историю, не вошедшую ни в один разгромный отчет Центризбиркома. В нее, вероятно, трудно поверить самому закоренелому скептику, не только Памфиловой.
«Вы члены участковой комиссии № 177. Прошу запомнить ваши новые имена на эти 3 дня». С этого сообщения в WhatsApp-чате началась постановка, в котором реальных членов УИК заменили подставные петербуржцы. Закрепленные фейковыми подписями выборы признаны состоявшимися, выиграл кандидат от «Единой России».
Инструкция
Послание в чате появилось в ночь на 17 сентября. Как выяснила «Фонтанка», его отправили с телефонного номера, которым пользуется секретарь 177-й комиссии Анастасия Селиванова.
Комиссия обслуживает муниципалитет «Остров Декабристов», в списке избирателей числятся более 2 000 человек. Анастасия Селиванова занимается здесь выборами с 2018 года, и для нее это, можно сказать, дело семейное. Компанию Анастасии составляет ее 22-летняя сестра Елизавета Метелкина.
Симулякр Лизы
Метелкина тоже упомянута в чате. Вместо нее работать в УИК должен был симулякр под именем Ольга. Его следы мы нашли в небольшом видеоролике, который записала наблюдатель.
«Меня зовут Метелкина Елизавета Павловна», — уверенно произносит блондинка с короткой стрижкой.
Автор этой фразы — 52-летняя уроженка Смоленска Ольга Грицева. Мы нашли ее профили в соцсетях. Грицева в 2010-х состояла в смоленском избиркоме. Переехав в Петербург, согласилась на авантюру. Вознаграждение, которое полагалось членам УИК за эти выборы, около 20 тысяч рублей.
Грицева не ответила на звонки и сообщения «Фонтанки».
Мы дозвонились до секретаря комиссии Анастасии Селивановой.
— У меня нет информации, что членов УИК играли другие люди, — заявила она.
— Вам, должно быть, знакома 22-летняя Елизавета Метелкина? Она ведь ваша сестра, и в лицо вы ее должны хорошо знать.
— Да, конечно.
— Видели ее на участке в дни голосования?
— Да.
— Как вы объясните, что ваша молоденькая сестра трансформировалась в блондинку лет пятидесяти?
— Не понимаю вообще смысл вопроса.
Соседнее место с Селивановой в УИК занимал рыжеволосый парень. По легенде — член УИК Карпов, а на деле — 29-летний актер-вокалист из Кондопоги Филипп Стрижанов. Анкету этого узнаваемого персонажа можно найти в открытой базе специалистов в сфере шоу-бизнеса. Правда, отыскать его в более интересных ролях не удалось. Филипп на звонки редакции не отвечал.
Кольцо в носу
Еще один заседатель без документов привлекла внимание пирсингом. Она тоже попала на видео наблюдателей.
По чат-легенде, это была член комиссии Ксения Лонщакова, подписи которой тоже фигурируют под избирательными протоколами. То есть формально она работала на выборах.
Мы нашли фотографии настоящей Лонщаковой в соцсетях — не похожа. Связались с ней.
— С чего вы решили, что я там [в УИК] работаю? — огрызнулась девушка и попрощалась. Подписи опознавать она отказалась.
«Фонтанка» выяснила, что девушка с кольцом в носу — студентка реставрационного колледжа Евгения Сереброва. Ей недавно исполнилось 18 лет.
На вопросы Евгения отвечать не захотела, а пообещала куда-нибудь пожаловаться за вторжение в личную жизнь.
В выборной постановке Сереброва участвовала с подругой. Олесе Ситник досталась роль реального члена избиркома — Алены Михайловой. Комментарии этого тандема «Фонтанке» получить не удалось.
Еще одну подменную пару составили член УИК Юлия Савко и мастер депиляции Ирина Мазенкова, которая на просьбу раскрыть свою роль в мистификации выборов отреагировала претензиями, что мы мешаем ей работать.
Шестой замененный на самозванца член УИК — 33-летний представитель «Единой России» Дмитрий Пашков. Вместо него в первый день голосования избирателей принимал тезка Гусев.
Председатель-незнайка
Возглавляет УИК № 177 Мария Мулюк. Место ей досталось, можно сказать, по наследству. Раньше в комиссии заседала мать Марии.
Мулюк — совладелица Гатчинской грибной компании, показавшей в прошлом году выручку 1,6 миллиона рублей. Выращивание рассады у нее получается явно лучше, чем постановка. На наш вопрос о посторонних, допущенных к избирательной документации, Мария ответила:
— Я не знаю, что вам прокомментировать.
— Вы же председатель?
— Председатель.
— Значит, должны знать, кто у вас работает в избирательной комиссии?
— Тогда без комментариев.
В поисках независимых членов УИК мы обратились к представительнице партии «Родина» Кристине Кузьминой. В чате она упомянута не была, и мы рассчитывали на внятное объяснение подмене.
Кузьмина заявила, что работала на участке три дня голосования, знает всех коллег по УИК в лицо и чужих не приметила. Но объяснить трансформацию 22-летней Метелкиной в 52-летнюю Грицеву не смогла.
«Без комментариев», — заученно ответила Кристина.
На 177-й участок приезжали полицейские, но со ссылкой на отсутствие полномочий они отказались проверять удостоверения членов УИК.
Надомное голосование
Из 12 членов УИК № 177 с правом решающего голоса половину заменили ряженые. Еще пятеро им подыгрывали. Только один, Александр Лях от «Яблока», не согласился с результатами.
Кроме членов УИК с решающим голосом есть представители с совещательным. В 177-й на выборах работала Ирина Лотова. Как сообщила она «Фонтанке», актерам поручили надомное голосование. С задачей они справились сверхуспешно. Число «надомников» превысило 25 % в доле избирателей. Это аномальные цифры. В среднем надомное голосование по этим выборам не превышает 6 %.
Как следует из жалобы Лотовой в территориальный избирком (есть в распоряжении «Фонтанки»), члены 177-й комиссии посещали электорат с периодичностью 3 минуты, хотя избиратели находились в разных домах и даже на разных улицах. Присоединиться к выездной комиссии Ирине Лотовой запретила председатель УИК Мария Мулюк.
Ирина также направила жалобу в Центризбирком, но ответ пока не получила.
Победивший в этом округе Константин Чебыкин из «Единой России» сообщил «Фонтанке», что председателя и секретаря 177-й УИК не знает. В аннулировании голосования он сомневается, а если представить гипотетически, что результаты все-таки признают недействительными, на общих итогах это не скажется.
«У меня существенный перевес на Васильевском острове, около 3 500 голосов», — уточнил Чебыкин.
В Горизбиркоме «Фонтанке» заявили, что провели проверку, и «данная информация не подтвердилась». На вопрос, как именно комиссия искала ряженых, последовала просьба направить запрос. «Фонтанка» опубликует ответ.
По мнению ТИК №2, член комиссии с правом совещательного голоса «не наделен правами требовать от других членов избирательной комиссии в процессе голосования их личные паспорта и служебные удостоверения». Оснований для отмены выборов там не увидели.
Если подтвердится, что за членов избиркома работали ряженые, это можно квалифицировать как преступление — по статье 141 УК РФ (Воспрепятствование осуществлению избирательных прав или работе избирательных комиссий). Такое мнение высказал «Фонтанке» член Горизбиркома Дмитрий Краснянский, предупредив: он рассуждает гипотетически.
«Конкретно кем-то создано препятствие для работы участковой избирательной комиссии, повлекшее еще к тому же отмену итогов голосования, если этот факт будет установлен, — сказал он и добавил, что в этом случае наказание светит и актерам: — Изображая из себя члена комиссии, он препятствовал нормальной законной работе участковой комиссии».
Итоговый протокол действителен, если на нем стоят подписи большинства членов комиссии (в случае УИК 177 — не менее семи). Если будет доказано, что подписи поставили не являющиеся членами комиссии, он автоматически признается недействительным. А итоги на этом участке аннулируются и все вышестоящие комиссии вплоть до ЦИКа вносят изменения в свои протоколы.
Ирина Корбат, Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»