Новый спикер городского парламента рассказал «Фонтанке» станет ли городской парламент придатком Смольного.
На первом заседании нового созыва городского парламента 40 депутатов проголосовали за кандидатуру нового спикера Александра Бельского. До недавнего времени он занимал пост вице-губернатора по внутренней политике Смольного, что уже после окончания выборов вызвало возмущение главы Центризбиркома Эллы Памфиловой: она посчитала, что Бельский избрал депутатом сам себя. Оказавшись в кресле спикера, бывший чиновник начал с отмены прежних порядков — разрешил журналистам присутствовать в зале заседаний и задавать ему не согласованные вопросы. «Фонтанка» воспользовалась этой возможностью.
— Элла Памфилова, когда комментировала ваше назначение и говорила про конфликт интересов, сказала, что Александр Дмитриевич Беглов может праздновать победу. То есть она фактически назвала вас ставленником губернатора. Напутствовал ли он вас на пути к этой должности? Чья была инициатива избрать вас в парламент?
— Спикер Законодательного собрания — это выборная должность, сюда нельзя отправить или назначить. Да, действительно, «Единая Россия» приняла такое решение, чтобы меня выдвинуть на пост спикера, а депутаты поддержали. Элла Александровна имеет право высказывать своё мнение по любому вопросу, не знаю, на чём она основывается. Но если у неё есть вопросы и подозрения насчёт нарушений, то компетентные органы разберутся. А Александр Дмитриевич на первом заседании действительно напутствовал всех депутатов.
— Но ведь до этого вы с ним обсуждали ваш поход в депутаты? Он высказывал какие-то пожелания? Чья это была инициатива?
— Когда «Единая Россия» решила включить меня в городскую часть своего списка, я, конечно, согласился, а потом поставил губернатора в известность.
— Он не высказывал никаких пожеланий, не ставил перед вами задач?
— Ну а какие могут быть задачи и пожелания в выборном процессе? Я был включён в список партии, а не участвовал в выборах как самостоятельный кандидат.
— Элла Александровна говорит, что вы оказывали давление на городскую избирательную комиссию.
— Если у неё есть какие-то факты, она может их высказать. Но я давление не оказывал. Если у неё есть подтверждения, она ж о них расскажет. Подтвердить её слова я не могу.
— Какие у вас впечатления о выборах, честно они прошли?
— Судя по тому, как сформирован парламент, — да. Все партии, которые хотели пройти, прошли. Кроме Партии Роста.
— Наблюдатели сообщали о сбежавших председателях, переписанных протоколах — не верите им?
— Правоохранительные органы есть, они разберутся. Есть система, в том числе судебная. На муниципальных выборах тоже были судебные разбирательства, потом даже где-то итоги пересмотрели — это целый процесс.
— Вы давно знакомы с главой горизбиркома Натальей Чечиной?
— Конечно, давно. Она была профильным заместителем администрации Курортного района, когда я избрался там муниципальным депутатом.
— А с Александром Дмитриевичем с того же момента или раньше?
— Наверное, раньше. Я возглавлял Фонд Петра и Павла, который был создан при храме в Сестрорецке. Моя семья туда ходила, и настоятель предложил мне возглавить фонд. Александр Дмитриевич входил в попечительский совет этого храма. Но мы не общались с ним и не были тесно знакомы.
— Есть такое мнение, что в петербургской политике присутствует клановость. Считаете ли вы, что есть клан выходцев из Курортного района? Чечина, вы, Николай Бондаренко, ещё недавно вице-губернатор, а скоро он станет вице-спикером — все оттуда, где работал когда-то Александр Беглов.
— Нет, я не считаю это никакой клановостью. Я оцениваю людей по их качествам, а не по месту жительства или работы.
— Дочь спикера ЗакСа прошлого созыва Вячеслава Макарова Марина Макарова (Лыбанева) присоединилась к фракции «Единая Россия». Для вас это было сюрпризом?
— Нет.
— Критики нынешней политической ситуации в городе предполагают, что Заксобрание может стать придатком Смольного и никаких самостоятельных решений принимать не будет. Что бы вы могли им ответить?
— Мне кажется, что это неправильно, что они так считают. Это всё-таки разные ветви власти, невозможно стать придатком. Другое дело, что нужно так выстраивать свою работу, чтобы исполнительная власть помогала законодательной и наоборот. Должно быть выстроено правильное взаимодействие. Ведь основная цель — чтобы город стал лучше и горожанам стало комфортней жить. Поэтому здесь главное — организовать взаимодействие для решения тех задач, которые стоят перед городом. Законодательное собрание должно быть надёжным помощником органов исполнительной власти. Но в то же время мы должны не забывать о том, что нас сюда выбирали люди, и при всём взаимодействии мы не должны забывать об их интересах, это для нас первично.
— Может быть такое, что чиновники принесут в Законодательное собрание законопроекты, в которых будут недоработки или они покажутся депутатам ошибочными, и депутаты отклонят их?
— У нас опытные люди работают в органах власти. Для обсуждения законопроектов созданы профильные комиссии, в которых работают специалисты. Я уверен, что на уровне этих комиссий все вопросы будут разрешены, а уже на уровень голосования в Законодательном собрании будут выноситься проекты, которые согласованы в рамках интересов жителей города и возможностей для правительства города их реализовать.
— Будете ли вы давать слово оппозиции? В прошлом созыве часто спикер выключал микрофон тому же Борису Вишневскому.
— По-моему, вы уже видели, сейчас всем даётся слово, если вопросы соответствуют повестке. Это же парламент, а не просто «я хочу выйти и с трибуны что-то сказать».
— Если Вишневский выйдет и скажет: «Свободу Навальному», вы отключите ему микрофон?
— Если вопрос по Навальному не будет рассматриваться, то я уверен, что обсуждать это мы не будем, в том числе и с трибуны.
— Избравшиеся депутаты «Новых людей» предлагали лишить зарплаты часть парламентариев — перевести Законодательное собрание на полупрофессиональную основу, разрешив части депутатов заниматься бизнесом. Планируете ли вы их поддержать?
— Мы пока с коллегами это не обсуждали. Я думаю, что здесь есть плюсы и минусы и там, и там. Поэтому такой вопрос достаточно сложен. Что касается практики по стране, есть такие примеры. Надо смотреть, садиться с коллегами и обсуждать, но резких движений я бы не стал делать сейчас.
— Планируется ли сохранить или отменить депутатскую поправку, возможность депутатов перераспределять часть бюджетных средств? С одной стороны, механизм называют коррупционным, с другой стороны — это возможность депутатов точечно помогать избирателям в округах.
— Работа по коррекции бюджета или направление тех или иных средств на определенные городские программы, конечно же, будет существовать в парламенте. Но то, что касается личных поправок, с точки зрения закона я не видел, чтобы они вообще существовали. Все предложения по поправкам в бюджет мы будем рассматривать на фракциях.
— Все фракции смогут высказывать такие пожелания, и все ли они будут учитываться?
— Высказывать, конечно, могут все, а дальше будем смотреть, как будет идти работа. Я ни разу ещё не работал с этой стороны с бюджетом, поэтому не могу пока ничего сказать.
— В прошлом созыве парламента в Мариинском дворце был введён дресс-код. Посетителей пускали при наличии галстуков. Вы сейчас без галстука, это правило отменяется?
— Никаких изменений пока нет. Мне нужно посмотреть, что это за правила. Меня самого и раньше пускали без галстука.
— Сейчас идёт распределение депутатов в комиссии и комитеты. Это открытый процесс?
— Достаточно открытый.
— Можете назвать депутатов, которые высказали уже свои пожелания, в какой комиссии они бы хотели работать?
— Нет. Этот процесс непростой. Комиссии формируют комитеты, туда делегируют по несколько человек, нужно учитывать все интересы, мы сейчас ещё ведём обсуждения и согласования.
— Депутат от «Яблока» Александр Шишлов предложил ввести в ЗакСе поименное голосование. Сейчас всё голосование анонимное.
— Я в этом ничего плохого не вижу. Раз Шишлов внёс, мы это предложение рассмотрим.
— Будут ли изменения в составе аппарата ЗакСа?
— Я пока не знаю, чем занимается аппарат, если это профессиональные люди, пускай работают. Если кто-то не справляется, нам придётся попрощаться.
— В прошлых созывах депутаты часто грешили популистскими законопроектами или, скажем так, законопроектами с сомнительной эффективностью. Как вы к таким относитесь? Будете тормозить такие законопроекты?
— Я не приветствую популизм. Что такое популизм? Когда человек от вопросов общегородских переходит к своим частным, пытается популяризировать себя лично. Для этого есть другие методы взаимодействия с населением. Думаю, что эти вопросы [насчёт рассмотрения таких законопроектов] будут решаться на уровне депутатских комиссий.
Беседовала Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»