Суп из ершей, бриллианты на ушах на проволоке, столы на лестницах Зимнего дворца. Как проходили свадьбы членов императорских семей в России, «Фонтанке» рассказал историк.
«Впервые более чем за 100 лет» — пестрят заголовки, анонсирующие свадебную церемонию 1 октября 2021 года с участием Георгия Романова и Ребекки Беттарини. «Фонтанка» узнала у автора нескольких книг по истории повседневной жизни Российского императорского двора, какие правила, традиции и каноны были в прошлом и какие артефакты царской свадьбы дома Романовых точно не появятся в Исаакиевском соборе. Игорь Зимин, профессор, завкафедрой истории Первого медицинского университета отметил, на чём точно сэкономят в случае с современной «императорской свадьбой».
— Игорь Викторович, когда в прошлый раз было бракосочетание члена императорской семьи в России?
— Была такая Мария Павловна-младшая. Она вышла замуж в 1908 году. После этого женились и выходили замуж дети Константина Константиновича Романова. У него была куча детей. Но он не великий князь. Он князь крови. В 1885 году император Александр III, когда семья разрослась просто до неприличия и всем нужно было содержание из государственной казны, отшил часть семьи. Великие князья — это дети императора и внуки императора по прямой, нисходящей линии. А все остальные, двоюродные, они все уже князья крови. Им выплачивался миллион, и до свидания. Великим князьям и великим княжнам обязательно дворец, содержание из бюджета, приданое девочкам приличное. Экономия бюджета. И в Первую мировую войну, в 1915 году, второй раз вышла замуж морганатическим браком сестра Николая II, Ольга. Но свадьба была во время войны, брак был морганатический, то есть женитьба лица императорской фамилии с простолюдином. Скромно было всё. Есть фотографии в Интернете.
— Когда последний раз была такая церемония в Исаакиевском соборе?
— В Исаакиевском соборе и не было церемоний бракосочетания. Как правило, великие князья и княгини выходили замуж и женились в домовых церквях. Николай II женился прямо в Зимнем дворце, в 1894 году. Исаакиевский собор великими князьями и княжнами не использовался.
В 1712 году в Исаакиевской церкви венчались Петр I и Екатерина I. Это была именно церковь — деревянная, и стояла она напротив ворот Адмиралтейских верфей. О том, как наперекор молве женился российский император, — в историческом материале 47news.
— То есть 1 октября 2021 года, с точки зрения исторической правды, нас по этому параметру ждёт некий «новояз» («Фонтанка» ранее сообщала о том, как будет выглядеть церемония. — Прим. ред.)?
— Да. Сейчас Зимний дворец — музей «Эрмитаж». Кто же им позволит в Большом соборе Зимнего жениться… Исаакий же с точки зрения статуса был главным кафедральным собором РПЦ. Можно сказать, что сохранили статусность. Ну не на Английской набережной же в конце концов устраивать это мероприятие. В Зимний не пустят. Ни в Петергоф, ни в Екатерининский дворец в домовые церкви их не пустят. А Исаакий наполовину храм, наполовину музей. Тут играет роль фактор доступности.
— Отход от канонов наверняка случался и ранее?
— Брак Николая II 1894 года был в момент траура. Император Александр III скончался 20 октября 1894 года. Его привезли в Петербург, опустили в склеп Петропавловского собора 7 ноября. Начался годичный траур. А 14 ноября прервали траур на один день. Уже через неделю после похорон. И 14 же ноября — день рождения вдовствующей императрицы Марии Фёдоровны. Бракосочетание продавила последняя русская императрица. Эта свадьба в сознании людей перепуталась с похоронами. Люди приехали хоронить, а остались на свадьбу. Вышло не очень красиво.
— И знак дурной можно было разглядеть уже тогда?
— Да. Наверное.
— Виновники торжеств 1 октября уже поженились до этого. Де-юре. Раньше сколько было обрядов?
— Алгоритм был такой. Приезжала девочка из Германии. Бедненькая. Сначала была церемония миропомазания. Она переходила из протестантизма, лютеранства в православие. Для девочек, которые выходили замуж за цесаревичей, то есть для потенциальных русских императриц, это было обязательно. Для великих княжон — по желанию. Но, как правило, все переходили в православие. Буквально на следующий день, через очень короткий промежуток, шёл обряд обручения. Это церковный обряд. Менялись кольцами. Выражаясь современным языком, это была официальная помолвка. А потом уже шёл обряд венчания. Иногда эти три события умещались в месяц. Сейчас паузы больше, но тоже было и крещение, и венчание. В загс тогда не ходили.
— Как простые смертные могли оценить статусность? Как вообще народ узнавал о свадьбе первых лиц?
— Это была целая история. Церемониал. На сам обряд попасть они не могли. Помещение не позволяло. Приезжали прежде всего родственники, со всех городов и весей. Что же касается простого народа, то, например, когда император Александр III женился в Зимнем дворце в 1866 году, после банкета они переезжали в Аничков дворец из Зимнего, а народ стоял на улицах. Радовался. А потом ещё месяц по Петербургу устраивали празднества для народа, который посещали и молодожёны. Там люди за сапогами по шестам лазили и в прочих спортивных утренниках и конкурсах участвовали.
— То есть обряд разбрасывания медяков в толпу традиционен?
— Да. Не простые же брачующиеся были. Хозяева империи. Поэтому народное ликование входило в череду свадебных мероприятий.
— В 2021 году можно легально сэкономить на этом, всё списав на ковид.
— Да. Удобно. Если бы что-то стали кидать, толпа бы ведь собралась.
— Сколько часов продолжалась такая церемония?
— Начиналось всё утром с церемонии одевания невесты. Той бедной немецкой девочки, которая приехала в Россию выходить замуж. Происходило это в Малахитовой гостиной Зимнего дворца. Девочки немецкие впервые видели такое количество бриллиантов: открывали бриллиантовую комнату, где хранились фамильные драгоценности. Их украшали. Обязательно была венчальная корона российского императорского дома. Она сохранилась, находится в музее Хиллвуд в Вашингтоне.
Кстати, одеяния невесты назывались «доспехи». Весило всё это очень прилично. Платье из парчи, прошитое серебряными нитями, плюс мантия горностаевая, которая была на невесте, тяжеленные драгоценности. В книжках пишут, что несколько десятков килограммов могло получиться. Драгоценности для ушей даже не вставляли в уши, а накидывали на них, проволочками на уши, потому что мочки могли не выдержать это всё. Понятное дело, что это было продолжительное мероприятие. Русские православные церемонии всегда довольно продолжительные. И это было утомительно и для жениха, и для невесты.
— Как же без той короны-то жениться?
— Будут венчальные короны. Специальные, которые держат над головами всех венчающихся. А история настоящей короны долгая и связана с распродажей в 20-е годы прошлого века.
— То есть если бы не голод и разруха нового мира по версии большевиков, то испанский гость сегодня мог бы наслаждаться блеском бриллиантов венчальной короны своих далёких предков?
— Думаю, что нет. Тогда сейчас бы она хранилась в Алмазном фонде Московского Кремля. И никто бы к ней этих Романовых даже близко не подпустил. Одно дело Российская империя, другое дело — Российская Федерация.
— То есть вы хотите сказать, что церемония 1 октября — это такой квест? Не аутентично?
— Конечно, нет. Стилизация под те обряды, которые существовали до 1917 года. Зачем это нужно? Этот вопрос не только я себе задаю. Когда матушка и сам Георгий в 1990-е годы начали приезжать в Россию, когда в Петропавловском соборе появились захоронения с надписью «скончался в Майами», можно было это расценивать как некое соединение исторической культурной ткани, разворованной советским периодом. Если выражаться высоким слогом. С другой стороны, Романовы — целый пласт нашей истории, нашей культуры. И тогда почему не провести эту церемонию в Исаакиевском соборе? Но доступ к подлинным артефактам они получили бы навряд ли. Тут всё упирается в политическую волю. Сейчас этой воли нет. Их расценивают как обычных граждан РФ. Он ведь, наверное, гражданин РФ, если в загс ходил.
И кстати, свадебные мероприятия у нас проводились в императорских резиденциях и после 1917 года. Например, после 1991 года они были. Когда была сплошная беднота для музеев, в Тронном зале Большого Екатерининского дворца были такие свадебные мероприятия. Музеи так зарабатывали. Сейчас Исаакий, видимо, тоже решил немного заработать.
— От заработков за труды перейдём к подаркам. Есть обязательный набор характеристик для подарка на свадьбу особы, напрямую связанной с Господом?
— До 1917 года подарков в современном смысле, когда выстраивается очередь с пакетами и конвертами, естественно, не было. У настоящих российских монархов своего хватало. Ну или вот когда у Николая I дочка вышла замуж за герцога Лехтейнбергского, и они остались в России, отец решил квартирный вопрос своей дочери и подарил ей Мариинский дворец. Когда Александр III женился, ему подарили в качестве дворца Аничков дворец, а в качестве дачи — Александровский дворец в Царском Селе. Тогда подарки были вот такого уровня. Сейчас таких подарков быть не может. Стандарты будут посовременнее. Сомневаюсь, что постельное бельё или пачка долларов в конверте, но люди придумают что-нибудь.
— Как должны выглядеть гости церемонии? Навряд ли получится проскользнуть в джинсах?
— Да, дресс-код. Там же люди определённого статуса. Все понимают сами, как они должны одеться. Никаких растянутых футболок. А как это было раньше, можно посмотреть на картине Лаурица Туксена «Свадьба цесаревича Николая». Это датский художник, который приезжал в Россию. Есть ещё вариант Ильи Ефимовича Репина.
Церемониал был жёсткий. Мужчины в мундирах и сюртуках. В основном в военных мундирах, с орденами и лентами, как положено. Даже если не военный, а на службе статской, ведь всё равно были все в мундирах. Вицмундиры разного уровня. Россия была затянута в мундиры. Как во времена Иосифа Виссарионовича. А у женщин были «вырезные платья». Платья с декольте. Обязательно белого цвета. Это характерная деталь. Когда дочка Николая I выходила замуж, кто-то из приглашённых гостей в Зимнем дворце был в чёрной накидке. Заставили снять. И не просто снять, а убрать с глаз. Такие народные верования, что чёрного цвета на свадьбе у женщины быть не должно.
— Какие были развлечения для гостей церемоний?
— После церемонии бракосочетания следовали в Большой Николаевский зал. Там накрывались столы. Что любопытно, а я смотрел раскладки этих столов, гостей было много, и столы ставились даже на площадках Иорданской лестницы, по которой мы сейчас поднимаемся в музее. Не все помещались в зале. Императорская фамилия, гости сидели за столами. Обязательно были карточки с именами. Большое значение уделялось рассадке людей. Это точно повторится. Столы были на 11 человек. Один стул оставался обязательно пустым. Для того, чтобы император, то есть отец жениха, или сам жених могли продолжать работать. Они же ко всему прочему ещё и работали там. Ходили среди столов после обязательных тостов, подсаживаясь на эти самые пустые стулья, чтобы переговорить с гостями. А среди гостей были очень значимые персоны.
— Свадьба как дипломатия?
— Ну конечно! Тогда собиралась вся Европа. Надо было отрабатывать.
— Есть примеры того, о чем дипломаты прошлых лет договаривались на императорских свадьбах?
— О совсем серьёзных вещах на свадьбах всё-таки старались не говорить. Гости многие были связаны родственными узами. Скорее, это была семейная дипломатия. Впрочем, если происходило что-то серьёзное, то эта семейная дипломатия никого не останавливала. Николай Вильгельма II называл «дядя Вилли». А тот ему говорил: «дорогой Никки». Но это не помешало им воевать 4 года.
— На этот раз гулять будут, в том числе, в Константиновском дворце. Исторически эта точка на карте имеет отношение к свадьбам в императорском доме?
— Нет. Может быть, там Константиновичи что-то семейное и устраивали, но глобально не припоминаю такого…
— Праздничные наряды молодых — это в прошлом привозные вещи, иностранные?
— В России всё делалось. Была модельер Надежда Ламанова. Ольга Бульбенкова работала на императорскую семью, семья Бризак тоже их обшивала. Но вот церемония, когда Николай II женился на Александре Фёдоровне, получилась спонтанной. Ее сначала начали организовывать хозяйственники, но, когда умер император, там всё затормозилось. И платье сшили в Петербурге буквально за несколько дней. А повседневные платья Мария Фёдоровна, жена Александра III, заказывала во Франции, у модельера Чарльза Уорта.
— Кормили свои? Сейчас свои. Свадебный торт только импортный.
— Меню в основном было французское. Задействовались мощности императорской кухни. А это сама по себе довольно мощная была структура. И при императорском дворе было два метрдотеля. Они придумывали меню. Иногда меню носило политический характер. Например, уха из ершей. Не какая-нибудь «непонятная фуагра», а уха из ершей. Такой на коронации Николая II угощали. На этих свадьбах готовили российские повара. Ну, или иностранцы, которые уже обрусели. Из Европы не выписывали тогда.
— Обязательная фиксация в искусстве присутствовала?
— Конечно. Когда дочь Александра II выходила замуж за английского принца, церемония бракосочетания проходила в Зимнем дворце. Причём дважды. По православному обряду и по англиканскому. Работал английский художник, запечатлевая эти события. А когда Николай II женился, пригласили датчанина.
— Если традиции сохранить полностью невозможно, то какая страна наиболее сильно привержена старым правилам?
— Как пример можно взять Великобританию. Там всё повторяется из десятилетия в десятилетие, из столетия в столетие. Британия как была, так и остается конституционной монархией. На материке буржуазных революций было много. От канонов отходили всё дальше и дальше. Тем не менее было бы интересно взглянуть на церемонию. И как историку, и как человеку. Действительно, события такого уровня у нас не было с начала XX века, больше ста лет.
Клим Чугункин, специально для «Фонтанки.ру»