Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+2°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+2°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -1

2 м/c,

южн.

739мм 80%
Подробнее
2 Пробки
USD 100,68
EUR 106,08
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Не время умирать»: Последний Бонд, он трудный самый (видео, фото)

«Не время умирать»: Последний Бонд, он трудный самый (видео, фото)

46 203

Дэниел Крейг дает последний бой в качестве главного суперагента планеты

В прокате «Не время умирать», самый долгожданный фильм последних лет. Во-первых, потому что ждать его пришлось два года: он был готов еще весной 2020-го, но прокат несколько раз переносили из-за пандемии. В итоге впервые в истории заглавная песня из фильма — баллада Билли Айлиш — стала хитом задолго до выхода картины на экраны, что теперь производит странный эффект. Во-вторых и в-главных, потому что «Не время» — последнее обращение к образу Бонда Дэниела Крейга. Больше он суперагента играть не будет, а кто займет его место — пока неизвестно. Но догадываться, в принципе, можно.

Сам по себе сюжет картины, с одной стороны, ставит жирную точку в биографии Бонда, а с другой — примерно набрасывает очертания продолжения саги. Бонд стар, он вышел на пенсию, остепенился и проводит долгий отпуск вместе со своей подругой, Мадлен Суонн, героиней «Спектра», прошлой ленты о суперагенте. Однако старые связи с миром шпионажа дают о себе знать: давний товарищ Бонда, витальный американец Феликс Лейтер, просит его о помощи. Нужно найти беглого специалиста по отравляющим веществам и наведаться на очередной съезд давних врагов Бонда, мирового синдиката «Спектр». Операция с треском проваливается, а самому отставнику поневоле приходится вернуться в строй — чтобы узнать, что его место уже заняла амбициозная дама, которой успели присвоить его фирменный номер 007.

Барбара Брокколи, наследная правительница бондианы, очень далека от радикализма: вроде бы из-за этого «Казино "Рояль"» в свое время не снял Тарантино, хотя искренне хотел. И в «Не время умирать» она демонстрирует какой-то высший пилотаж по части совмещения добротных традиций и духа времени. Фильм вполне устроит и староверов, истово поклоняющихся лику Шона Коннери, и новообращенных, вовсе не знакомых с местной мифологией, зато погруженных в атмосферу и дух сегодняшнего дня.

В лучших традициях бондианы фильм старательно отзеркаливает шпионские скандалы современности: главный злодей тут варит в чанах смертоносные яды, поит одних врагов смертоносным чайком с заразой (отсылка к отравлению Александра Литвиненко), других устраняет, маскируя отраву под флакончик с парфюмом (привет Петрову с Бошировым). Стоит ли говорить, что антагонист носит интернациональное имя Люцифер и русскую фамилию Сафин (хотя и с ударением на последний слог). В общем, как будто и не было последних сорока лет, на дворе холодная война, а значит, Бонду опять есть чем заняться. «Не время умирать» вполне успешно реанимирует этот полузабытый жанр остросовременного шпионского кино.

С другой стороны, этот «Бонд» вполне революционен. Как минимум потому, что на первый план здесь выходят женщины: новая 007 и подруга Бонда. Понятно, почему к написанию сценария привлекли Фиби Уоллер-Бридж, актрису и драматургессу, сочинившую сериалы «Дрянь» и, что куда важнее, «Убивая Еву». В деталях прописать сложный и противоречивый характер сотрудницы МИ-6, сделать ее обаятельной и живой — задача как раз для такой мастерицы по части парадоксов.

Вполне революционен и подход к ключевым образам бондианы, и выбор актеров. Добродушный красавец Рами Малек — последний, кого можно представить себе в образе глобального злодея. Но именно благодаря этой неочевидности его персонаж получается самым неординарным из антагонистов Бонда: он не фанатик, а тяжелобольной, изуродованный противостоянием разведок мужчина, который жаждет не столько гибели человечества, сколько мести. В общем, впервые зрители могут искренне сопереживать негодяю, с которым герою предстоит вступить в схватку.

Расчетливый начальник М в исполнении Ральфа Файнса здесь превращается в самую неприглядную фигуру, безответственного чиновника, который не особо готов отвечать за свои проступки. Бонд-герл, которую играет французская дива Леа Сейду, мало того что взята из прошлой ленты, «Спектра», так еще и становится ключевой фигурой сюжета, из-за нее заваривается вся каша.

Дэниэл Крейг на прощание выдает в «Не время умирать» концентрат своего Бонда: он появился на экране, получая по яйцам (что тогда вызвало шквал критики: как так, непогрешимый джентльмен предстает в чем мать родила, да еще и сплевывает зубы на пол!), а покидает сагу самым настоящим стариком. Дело не в возрасте актера — Крейгу те же 53, что и Коннери, когда он снялся в «Никогда не говори никогда», а Роджер Мур покинул сагу и того позже. Крейг именно играет старика: на его лице виден каждый синяк, полученный героем за последние полвека. Эта физиологичность сама по себе превращает «Не время умирать», простите за невольный каламбур, в пышные похороны героя — такому просто нечего больше делать в жестоком мире шпионажа, а на покой он органически не способен уйти. Получается еще и самый драматичный Бонд, Крейг дарит ему почти шекспировский размах и объем.

Тем, кто смеялся над слухами (пока не подтвержденными ничем, кроме самого фильма) о том, что новым Бондом станет темнокожая женщина, тут дается емкий и краткий ответ. Стоит одному из персонажей заикнуться на тему расы, нации и прочих конструктов из прабабушкиной подписки на газету «Биржевыя ведомости», как он отправляется на тот свет. Хочется добавить: и так будет с каждым.

Конечно, это не финал — бондиане, как и прочим киносагам, конца быть не может. Вернее всего в этом смысле сравнивать «Не время умирать» со вторым «Темным рыцарем»: там тоже были какие-то наброски к продолжению и тоже история героя логически завершалась. В итоге истории о Бэтмене не кончились, да и младший офицер полиции ему на смену не пришел. Сага успешно готовится пережить уже второе рождение после нолановского блокбастера. Примерно то же наверняка будет ждать и Бонда: вряд ли Барбара Брокколи решится на такие радикальные преобразования, тем более на то, чтобы просто похоронить 007. Скорее, нам предъявят такого Бонда, какого мы еще не видели, — правда, ждать его придется дольше, чем выхода на экраны «Не время умирать».

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
5
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях