Главный редактор «Новой газеты» Дмитрий Муратов стал третьим за всю историю гражданином РФ, который получил Нобелевскую премию мира. Общественно-политическая прослойка ответила веером мнений.
Одни безоговорочно поздравляли, вторые усомнились в том, что комитет правильно выбрал лауреата, а третьи негодуют, что награда обошла стороной Алексея Навального.
В Кремле главреда НоГи сдержанно поздравили с присужденной премией. «Мы можем поздравить Дмитрия Муратова, он последовательно работает по своим идеалам, он привержен своим идеалам. Он талантлив, он смел. Конечно, это высокая оценка. Мы его поздравляем», — прокомментировал событие Дмитрий Песков.
В политических кругах оценки решения Нобелевского комитета разнятся.
«Фантастика! Лучшая новость за многие годы!!! Дмитрий Муратов и его «Новая газета» — гордость России и то лучшее, что сохраняет пока свободу и достоинство в нашей стране. Виват!!!» — написал в Twitter председатель движения «Выбор России» Владимир Рыжков.
Александр Шишлов, уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге в 2012–2021 годах, депутат Заксобрания Петербурга от «Яблока»:
«Это просто фантастика. Неожиданное и прекрасное событие. Оно даёт нам надежду, что те, кто защищают свободу прессы в России, не одиноки. Что ситуация со свободой прессы находится в центре не только внимания правозащитников, но и мирового сообщества. Нобелевская премия мира — это очень серьёзный знак общественного внимания и признания. Я очень рад за Дмитрия Муратова, за всю «Новую» и всех российских журналистов, которые в трудных условиях сохраняют верность профессиональному долгу и принципам свободной прессы. Это очень вовремя».
«Какая бомбическая новость про присуждение Нобелевки Дмитрию Муратову!!!! от всей души поздравляю! Муратов — норм!» — написала в Facebook главред издания The Bell Елизавета Осетинская (орфография и пунктуация автора сохранены. — Прим. ред.).
Александр Черкасов, председатель совета правозащитного центра «Мемориал» (НКО признано Минюстом организацией, «выполняющей функции иностранного агента». — Прим. ред.):
— Нобелевский комитет обратил внимание на ситуацию в России со свободой слова. «Новая газета» — одно из немногих выживших СМИ, где тема мира и прав человека поднималась всерьёз. Это премия всему коллективу «Новой газеты». Безусловно, заслуженная. Вчера было 15 лет со дня убийства Анны Политковской. Истёк срок давности для заказчиков убийства. Они остались неназванными. И сейчас это рифмуется. Понятно, что на самом деле процесс длился почти год с момента выдвижения кандидатов. Их выдвигают много. Сама по себе номинация привлекает внимание к важному. Не нужно тут искать смысла в совпадении дат, но это результат долгого процесса. В нашей реальности нет никаких гарантий, что это действие что-то изменит. Нет гарантий и незыблемости чего-то. Это ещё одна гиря на одной из чаш весов. На самом деле, присуждение Нобелевской премии в Россию значит много не только лично для Муратова и «Новой». Это касается всего спектра проблем, о которых пишет «Новая».
Многие скажут, что, если премия присуждена не Навальному, а Муратову, значит, что это что-то значит. Время Навального, может быть, ещё не пришло. Эта премия про российские проблемы. На самом деле адресат шире, чем «Новая газета». Пишут, что теперь «Новую» можно будет назвать «иноагентом». Но у нас иноагентом можно назвать кого угодно, это же вопрос желания. С другой стороны, теперь закрыть «Новую газету» означает получить больший скандал. Это очень важно для всех нас.
Тем временем в телеграм-каналах стал множиться вопрос: означает ли получение денег за Нобелевскую премию признание получателя иноагентом?
Ложку дегтя в событие добавило совпадение, не оставшееся незамеченным. В конце сентября Муратов опубликовал колонку, в которой выступил в защиту главного редактора «Эха Москвы» Алексея Венедиктова. Его, в свою очередь, в либеральных кругах невзлюбили после публичной защиты электронного голосования на прошедших выборах в Госдуму. Главные претензии к технологии: она не является прозрачной ни для наблюдателей, ни для избирателей, результаты не объявляли до 20 сентября, а после их объявления расклад голосования на участках, где побеждала оппозиция (в том числе с помощью технологии «Умного голосования»), резко изменился — в противоположную сторону.
Кто-то по случаю ругает Муратова за поддержку Венедиктова, кто-то — упражняется в остроумии.
ИА «Панорама» выпустило по случаю очередную новостную шутку. Правда, не очень смешную.
В пропагандистских кругах царят другие настроения.
Гендиректор МИА «Россия сегодня» и зам гендиректора ВГТРК Дмитрий Киселев заявил, что «Нобелевская премия мира — одна из самых спорных номинаций в Нобелевском комитете. Такие решения девальвируют саму премию, трудно на неё уже ориентироваться».
Главный редактор RT, МИА «Россия сегодня» и ИА Sputnik Маргарита Симоньян: «Я точно знаю, что лично Муратов деятельно и страстно помогает больным детям, и мне было бы приятно думать, что «нобелевку» ему дали за это, а не как обычно. Поздравляю!»
Негативно на новость отреагировала и часть сторонников Алексея Навального, которые полагают, что премию выдали не тому, а сам Муратов должен бы от нее отказаться.