Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Бизнес Говорящая фамилия. Как Вячеслав Чижик создал бренд, которому уже поставили памятник

Говорящая фамилия. Как Вячеслав Чижик создал бренд, которому уже поставили памятник

16 298
Источник:

«Фонтанка» встретилась с директором и основателем торгового дома «Чижик-Пыжик» Вячеславом Чижиком и выяснила, как маленькой птичке удалось объединить шоколад, трамвай, магазины-дискаунтеры, экскурсии по городу и городской портал «Фонтанка.ру».

— С такой фамилией, как у вас, невозможно было не знать ничего о чижике-пыжике. Помните, когда впервые о нем услышали?

— Конечно, все детство меня дразнили: «Чижик-пыжик, где ты был? — На Фонтанке водку пил». А недавно сын мой пришел из школы, расстроенный, что его дразнят, — я говорю: радуйся, такая фамилия тебе замечательная досталась.

Когда в 1994 году чижику-пыжику поставили памятник в Петербурге, я прочитал об этом в газете «Московский комсомолец» — ехал в метро на работу. Прихожу и говорю коллегам: смотрите, мне при жизни уже памятник поставили.

— Мне сначала очень хотелось спросить — настоящая у вас фамилия или псевдоним. Знаете, откуда она пошла?

— Настоящая, но я даже и не думал, что она сыграет такую роль в моей жизни и работе. Говорят, что фамилия польская, или, точнее, она от какого-то наполеоновского генерала, который после войны 1812 года осел в Польше.

— Когда вы зарегистрировали торговый знак «Чижик-Пыжик», не говорили вам: вот, москвич на нашего петербургского Чижика покусился?

— Знаете, я удивился: история такая популярная, все Чижика знают, но оказалось, что до меня это никому из петербуржцев было не надо, и такой бренд простаивал. Помню, оказался я на набережной Фонтанки ночью, а там очередь из экскурсионных автобусов стоит, народ тусуется. Удивительно, что мне первому пришло в голову что-то продавать под таким брендом. Я торговую марку зарегистрировал в Роспатенте без проблем, и недавно еще доделывал некоторые регистрации — так никто и не воспользовался этим именем.

Между тем это же такой герой положительный! Если к разным историческим личностям — к тому же Петру I — могут быть какие-то претензии, неоднозначное восприятие, то чижик-пыжик — веселая и задорная птичка, которая позитивно воспринимается и взрослыми, и детьми.

1 из 5
Источник:

— Когда вы решили, что под этим брендом можно выпускать продукты?

— В первую очередь чижик ассоциировался с алкоголем, достаточно вспомнить про то, чем он занимался на Фонтанке в той самой песенке. А еще в криптоглоссарии 1892 года, где собраны разнообразные высказывания, встречается такое: «Ехал чижик в лодочке, в генеральском чине, не выпить ли нам водочки по этакой причине». Так что первый продукт был определен, можно сказать, исторически. Пришлось поработать над образом чижика, не сразу он нам удался. А уже дальше пошли и крекеры, и шоколад мы в этом году запустили, работаем над опытной партией леденцов, чтобы всем возрастам угодить. У меня большие планы по чулочно-носочным изделиям, например, в общем, список может расширяться.

— Это всё производится в Петербурге?

— Да, это моя стратегия — привлекать петербургских ремесленников, давать возможности петербургскому малому бизнесу. Для города это опять же полезно — расширить варианты сувениров, которые турист увезет с собой. Ведь он и так купит магнитик с Петропавловкой, но нужно предложить что-то еще, расширить возможности. А для города — это новые рабочие места, налоги опять же.

— «Фонтанке» тоже чижик не чужой. Уже много лет он красуется на логотипе нашего портала. Как вы впервые познакомились с «Фонтанкой»?

— Когда я стал заниматься своей торговой маркой, то понял, что количество чижиков вокруг будет расти. И меня случайно пригласили на фестиваль журналистов «Чижик-Пыжик», который организовывала «Фонтанка», так я о ней и узнал. Чижик, можно сказать, нас объединил. И с тех пор мы дружим уже много лет.

— Получается, вам даже рекламу для своих товаров не пришлось делать — помогла история и сам город?

— А я, в свою очередь, решил теперь делать экскурсионную программу по Петербургу — чтобы чижик-пыжик летал и рассказывал о достопримечательностях детям в стихотворной форме. В октябре детские стихотворные экскурсии от чижика-пыжика появились на официальном туристском сайте города Visit-Petersburg.ru. Эту работу я передал городу как подарок. Удивительно, но такого никто никогда не делал, получилась совершенно иная подача истории, не сухие факты, а веселый и интересный рассказ — думаю, он придется по душе не только детям, но и взрослым. Сейчас описано 24 объекта. В планах у меня выпустить книгу с этими стихами и мультфильм, а также добавить видеоэкскурсии — снятые с помощью дронов.

Интерес к этому герою есть не только у меня — недавно объявили, что киностудия имени Горького снимет детский детектив «Чижик-Пыжик возвращается», и это здорово.

— Чижик — это герой так называемой городской легенды. А есть ли еще у нас в городе такие легенды, которые заслуживают внимания?

— Надо сказать, что такие герои есть везде. Возьмите русалочку — иногда кажется, что Копенгаген в принципе узнают только из-за нее. В Петербурге, наверное, Ангел со шпиля Петропавловки — как символ доброты, защиты, света. Есть коты, которые бродят по всяким местам, — можно вспомнить памятники на Малой Садовой, эта история чем-то похожа на Чижика. Вопрос в том, кто будет это делать и как монетизировать.

— В последнее время «чижики» залетают в совсем уже неожиданные места. Например, недавно открылась целая сеть одноименных магазинов…

— Мы активно сотрудничали с компанией — например, в магазинах «Перекресток» в Петербурге я открыл два памятника Чижику. И его любят не меньше, чем главного — с Фонтанки, дети приходят, гладят, монетки бросают. У нас были большие программы по развешиванию кормушек по паркам, различным детским мероприятиям, но из-за пандемии всё временно притормозилось — будем реанимировать. Вот им герой, видимо, так понравился, что и сеть магазинов так же назвали.

— И трамвай — тоже вы?

— Да, тоже без меня не обошлось. Дело в том, что у нас была регистрация товарного знака на транспортные средства — в Москве ходят два кораблика «Чижик». Когда планировали запускать трамвай в Петербурге, то обратились ко мне, и я подумал, что приятно же будет прокатиться в «своем» трамвае. Когда его показывали в Москве на выставке — я ездил, смотрел. Хороший трамвай, поэтому передал права на товарный знак.

— Чем «Чижик» привлекает людей из самых разных отраслей?

— Этот бренд позволяет получать эмоции — он изначально заряжен энергией, теплотой и весельем. Очень часто этого людям не хватает. Если сравнивать его с человеком, то это такой парнишка, веселый, легкий на подъем и очень доброжелательный. Поэтому мне и нравится заниматься развитием этого бренда, дарить положительные эмоции.

Источник:

— Какие перед вами стоят задачи теперь?

— Хочется развивать тему с экскурсиями, стихами, выпустить книгу. А еще — подсветить памятник, наконец. А то к нему экскурсии водят — а ночью видно его плохо. Ведь на самом деле памятник городу не принадлежит — нужно, чтобы он 40 лет простоял, чтобы город взял его на баланс. Но я уверен, что я этого добьюсь.

Мария Мокейчева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
1
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях