Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город 10 дней на сборы. «Метрострою» официально сообщили, что он больше не нужен

10 дней на сборы. «Метрострою» официально сообщили, что он больше не нужен

78 305
Источник:

Смольный направил письма традиционному подрядчику о расторжении всех действующих контрактов на строительство метро. Объявленный конец эпохи зафиксирован в 8 письмах с показательными цифрами.

По данным «Фонтанки», все письма отправлены 6 октября; авторами значатся комитет по развитию транспортной инфраструктуры или его подвед — дирекция транспортного строительства — в зависимости от того, кто формально выступал стороной того или иного контракта. Если брать главное, заказчик во всех случаях в одностороннем порядке отказывается от исполнения договора. На то, чтобы смириться с этим, у компании-банкрота времени — до конца недели.

На слуху два действующих контракта «Метростроя»: оранжевая линия от «Спасской» до «Горного института» транзитом через «Театральную» и первый кусочек коричневой линии — от «Путиловской» до «Юго-Западной» (или «Казаковской»). Оба в прошлом году отодвинулись по срокам исполнения — до конца 2024 года. Если брать Красносельско-Калининскую (коричневую), то там, согласно письму КРТИ, сделано 35% от запланированного, а из 38 млрд рублей освоены 13 млрд.

«Метрострой» планово и безапелляционно отодвигают от контрактов в пользу новой компании города и ВТБ («Метрострой Северной столицы»), но для расторжения все равно нужны формальные поводы. И их хватает, достаточно заглянуть в календарный план работ. К 1 сентября 2020 года не построен наклонный ход на «Казаковской», к 1 июля 2021 года не усилены окрестные здания; ну и жители дома № 96 по Ленинскому проспекту тоже поучаствуют в крахе предприятия — у них так и не появилось шумозащитного остекления, и теперь это — одна из трех фатальных «промашек» «Метростроя». «Становится очевидным, — задумчиво пишет КРТИ, — что работы в срок до 15 декабря 2024 года выполнены не будут».

Лахтинско-Правобережный (оранжевый) перегон исполнен на 64%, но здесь грехов у подрядчика нашли куда больше. Это срыв сроков по вестибюлю на Большом проспекте В.О., по сооружению шахт и технических объектов, а также — по пресловутой «Театральной», которой нет как нет. По деньгам, на первый взгляд, освоение пристойное — более 13 млрд рублей из 28 млрд. Но это лукавство: составленные 5 лет назад сметы устарели (если вообще когда-то были актуальны) — и устарели принципиально. В новой адресной инвестиционной программе значатся совершенно другие суммы: 58 млрд на участок коричневой линии, 36 млрд — оранжевой.

Действующие станции «Дунайская» и «Беговая» напоминают: все течет и ничего не меняется. Так что еще два письма Смольного касаются вроде бы исполненных, но не доведенных до конца контрактов. Первый — это футбольный отрезок Невско-Василеостровской линии от «Приморской» до «Беговой» через «Новокрестовскую». История о тысяче дефектов, с которыми его сдали к чемпионату мира по футболу, превратилась в городской фольклор, после мундиаля здесь провели еще и чемпионат Европы, «Новокрестовская» стала «Зенитом» и несколько раз сменила режим работы (сейчас не действует по будням, только по выходным и во время матчей петербургской команды) — но траволаторы по-прежнему стоят, а плитку по-прежнему снимают от греха подальше. Шершавым языком смольнинского письма это выражается в формуле «окончание срока действия контракта не влечет за собой прекращение обязательств сторон». Сам контракт выдохся в конце 2018 года, но из 32 млрд рублей все еще не использованы 2 млрд.
Собственно, с 2018 года дирекция и судится с «Метростроем»: часть неиспользованной суммы она готова отнести к экономии по контракту, но остальное требует сделать, доделать или отразить в документах. В июне 2021 года суд дал уже обреченной компании 60 дней на все про все, и та — вот так сюрприз — не смогла обеспечить нужную «численность работников» и «темп производства работ».

Второй контракт — многострадальный участок Фрунзенского радиуса от «Международной» до «Шушар». Сроки по нему переносились, открытие срывалось прямо в день церемонии, но применения 1,7 млрд рублей на запущенных в 2019 году станциях до сих пор не нашли (из 34 млрд рублей сметы). На станциях «Проспект Славы» и «Дунайская» не завершена отделка служебных помещений, не закончен монтаж и пусконаладка вентиляции, отопления, архитектурного освещения, систем связи, траволаторов. На «Шушарах» в дополнение к этому не завершено остекление козырьков, нет молниезащиты и т.д. Из 1215 замечаний устранены лишь 512. Дальше — все как с зеленой веткой: был суд, было решение, рабочих не хватает, темпов недостаточно. В общем — расторжение.

На самом деле, предыдущий участок той же линии — от «Садовой» до «Международной» — тоже не завершен: в шахтах, перегонных тоннелях, вентсбойках, санузлах не готово то одно, то другое — водопровод, канализация, пожарная сигнализация, противодымные ворота. Работ еще на 200 млн, но выполнять их теперь тоже будет не «Метрострой».

Оставшиеся три контракта — технические: замена оборудования и конструкций на двух шахтах — № 201 и № 307, а также горно-экологический мониторинг при стройке Красносельско-Калининской линии.

В нескольких письмах указано на отсутствие обеспечения со стороны «Метростроя», во всех — о решении суда, который 31 августа признал компанию банкротом и ввел в ней конкурсное управление. В тот же день, что ушли письма из КРТИ, «Метрострой Северной столицы» вошел в банкротное дело старого «Метростроя» как тяжеловес: суд удовлетворил его ходатайство и заменил на МССС двух других кредиторов «Метростроя» — ООО «ТАСК» с требованиями на 400 млн и АО «Банк Россия» — на 3,1 млрд.

Уже сейчас, по словам источника «Фонтанки», как таковая стройка остановлена, рабочие поддерживают площадки в безаварийном состоянии. Но официально решение об одностороннем отказе от исполнения контрактов вступает в силу через 10 дней после извещения, то есть в ближайшие выходные.

Вероятно, тогда же — или в понедельник — должен быть заключен и новый контракт с «Метростроем Северной столицы», чтобы объекты повышенной опасности не простаивали без формального подрядчика. Процедура недолгая — МССС получил статус единственного поставщика и тем освободился от тягот конкурса.

Общие контуры этого контракта известны: в пределе — 603 млрд рублей, 30-процентное авансирование, отсутствие обеспечения, 37 объектов. Работать будут сотрудники «Метростроя» — по словам МССС, 72% их уже сменили трудовую прописку. По данным «Фонтанки», один из сценариев таков: контракт заключают на срок до октября 2023 года, благо бюджет просматривается на это время, а затем продлевают — уже до 2033-го. Исходят при этом из ориентировочных сроков строительства: станция глубокого заложения — 6,5 лет, мелкого заложения — 4,5 года.

Смольный ранее сильно нарастил объем адресной программы по метрополитену, а затем пообещал добавить еще и выделять по 50 млрд рублей ежегодно. Впрочем, непосредственно в 2022-м объектов и проектов и под заветный полтинник может не найтись. В этом случае в бюджете на следующий год останутся заложенные в проект бюджета 28 млрд.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
38
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях