Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество интервью «Я как минимум не самый лучший». Петербургский школьник рассказывает о своем пути на математический олимп

«Я как минимум не самый лучший». Петербургский школьник рассказывает о своем пути на математический олимп

28 223

Один из самых титулованных петербургских школьников, ученик ФМЛ № 239 Иван Бахарев рассказал «Фонтанке» о том, кто дал ему путевку в мир математики и как гении справляются со стрессом.

Петербургский школьник Иван Бахарев получил золотую медаль на XIII Международной олимпиаде Romanian Master of Mathematics в Бухаресте. Для ученика Президентского физико-математического лицея № 239 это не первая математическая награда такого уровня. В интервью «Фонтанке» Иван Бахарев не так давно рассказал, с чего начиналось его увлечение математикой, как международный успех отразился на его отношениях с родителями и как справиться со стрессом, если решение задачи никак не получается отыскать. Редакция повторяет интервью с ним.

Источник:

— Иван, то, что вы в достаточно юном возрасте получили высшую награду Международной математической олимпиады повысило внутреннюю планку требований к себе?

— Мне кажется, нет. После межнара я столько же задач решаю, что и до него. Чаще бывает обратная ситуация — после высоких достижений человек расслабляется. Но я понимаю, что это не лучшая идея. Если так делать, тебя могут и обогнать.

— В какой момент вы поняли, что математика — это ваше?

— Когда я учился в четвертом классе, бабушка нашла какую-то олимпиаду по математике и предложила мне поучаствовать. Я пошел туда, получил достаточно неплохой результат — и попал в Матцентр Сергея Евгеньевича Рукшина.

— А до этого были какие-то признаки будущего призвания?

— Мне кажется, это было не очень заметно. Я просто был отличником. Мне удавались все предметы. Но все-таки решать олимпиадные задачи по математике мне нравилось больше, чем что-либо еще.

— А почему?

— Я получаю удовольствие от этого. Решить задачу — это классно. При этом огромное количество задач у меня так и не получились.

— Как вы справляетесь с этим? Это ведь стресс?

— Нет. Я понимаю, что нет предела совершенству и можно расти дальше. Да, бывают сложные задачи. Поэтому то, что какая-то задача не решилась, в этом нет ничего страшного. Я просто откладываю ее в сторону.

— Как вы думаете, что могло сформировать ваш математический склад ума?

— Я не очень хорошо помню, что было в раннем детстве. Мне кажется, это врожденные способности. Моя мама — учитель математики, а папа — программист.

— Родители что-то могут подсказать вам, помочь в решении задач?

— На ранних этапах могли. А сейчас — уже никак. Конечно, все зависит от темы задачи. С геометрией мне можно было помогать до восьмого класса. А с комбинаторикой уже в шестом не получилось бы.

— Как это отразилось на ваших отношениях с родителями? Вы ведь теперь в чем-то превзошли их.

— Нет, конечно же, не отразилось. Я понимаю, что умение решать задачи — это не то же самое, что, как говорится, быть умным по жизни, быть мудрым. Если ты хорошо решаешь задачи по математике — это не значит, что ты лучше остальных.

— Выходит, «звезду» не поймали. Почему? Есть же для этого все основания.

— Потому что я как минимум не самый лучший (смеется).

А кто лучший?

— Из тех, с кем я общаюсь лично — мой коллега по команде Максим Туревский. Мне кажется, общение с ним подстегивает меня, стимулирует решать задачи лучше. Но при этом не сказывается негативно на наших отношениях.

— Что вам больше всего запомнилось, когда вы впервые оказались на олимпиаде международного уровня?

— Как я понимаю, «Кенгуру» международным конкурсом не считается. Первая настоящая международная олимпиада у меня была в Китае. Как раз перед самым началом пандемии коронавируса. И проходила она в Ухане, что теперь уже вспоминается, как достаточно забавный факт. Я никаких проблем не испытывал, потому что у меня уже был опыт написания серьезных олимпиад.

— А что помогает вам собраться и не нервничать? Это же такая большая ответственность, плюс ожидания и надежды, которые на вас возлагают.

— Мне кажется, справиться с волнением помогает только опыт. И уверенность в своих силах. Ты же знаешь, что выкладываешься по максимуму, а, если будешь нервничать, этим ты никак себе не поможешь.

— После олимпиады бывает какой-то период внутреннего истощения? Что помогает вам восстановиться?

— После олимпиады внутреннее напряжение спадает и чувствуешь себя слегка вялым. В эти периоды я занимаюсь какими-нибудь обычными делами: гуляю, общаюсь с друзьями, играю в настольные игры. Если есть возможность, плаваю.

— А какие настольные игры вы любите?

— Как это ни странно, мне не очень нравятся настолки, в которых надо думать. Во время отдыха хочется чего-то такого, где приходится больше полагаться на везение. Например, «Шакал». Это, наверное, любимая моя игра. Там все зависит от удачи. А мне кажется, я удачливый. Еще я люблю читать. Недавно прочитал «Академию» Айзека Азимова.

— А есть ли любимая книга?

— Наибольшее влияние на меня, как бы это ни было банально, оказал роман Брэдбери «451 градус по Фаренгейту». Можно проводить аналогии с реальностью, увидеть, какие предсказания уже сбылись.

— Есть ли у вас какой-то долгосрочный план на свою будущую жизнь?

— Пока что я далеко в будущее не заглядываю. На самом деле, я плохо представляю себе, чем займусь дальше. Все-таки я еще мало знаю о том, что из себя представляет научная математика и как с этим работать. Возможно, я займусь ею. А может быть, программированием. В любом случае уезжать куда-то не хочу, хотелось бы в России найти интересную работу.

— Правда ли, что «царица наук» как-то влияет на восприятие мира и настоящие математики немного не от мира сего?

— Мне кажется, это миф, который стоило бы развеять. Математики ничем не отличаются от обычных людей. Может быть, кроме того, что логика у них развита чуть получше.

— Какими качествами должен обладать человек, чтобы быть вам интересным?

— Быть достаточно умным. Не в плане математики. Быть достаточно добрым, чтобы не ждать от него подвоха. Наверное, все.

— А что значит — быть умным?

— Это значит принимать правильные решения исходя из имеющейся информации. Уметь делать логические выводы.

— Что бы вы посоветовали родителям, которые хотят, чтобы их дети достигли успеха в математике?

— Прежде всего, не пытаться давить, если что-то не нравится ребенку и не получается. Заниматься нелюбимым делом — не очень хорошая идея. Не загружать школой, какими-то дополнительными кружками и занятиями. Мои родители в начальной школе записали меня в достаточно большое количество кружков. Но потом оставили только те, которые мне действительно нравились.

Венера Галеева, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE1
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
35
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях