Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Бизнес Плюс два рубля до конца года. Новый прогноз инфляции развязывает руки продавцам бензина

Плюс два рубля до конца года. Новый прогноз инфляции развязывает руки продавцам бензина

12 520

Пятничное увеличение Центробанком цели по инфляции в стране до конца года — это не только констатация факта, ведь к этому показателю жестко привязан темп роста стоимости бензина. «Фонтанка» посчитала, насколько именно вырастут цены — вам не понравится.

Еще с 2018 года между властями и основными топливными операторами действует негласное «джентльменское соглашение»: бензин может дорожать в течение года не выше официального уровня инфляции. Оно соблюдалось даже в самые тяжелые для отрасли времена скачков цен в оптовом сегменте: вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) могли себе позволить какое-то время работать в минус. А мелкие игроки были вынуждены вслед за ними сдерживать цены, чтобы не растерять клиентов.

В начале этого года Центральный банк РФ опубликовал свою цель по годовой инфляции — 4%. И даже когда реальность показывала цифры в 6–7%, говорилось, мол, погодите, вот осенью будет урожай, продуктовая инфляция упадет, и цель будет выполнена. В июле ЦБ сообщил, что ожидает инфляцию уже в 5,7%, но обещал, что в 4-м квартале она начнет заметно замедляться. Не сложилось.

Как честные люди операторы АЗС выполняли свою часть «джентльменского соглашения» не повышать выше общей инфляции: согласно данным Росстата, АИ-92 с начала года подорожал в Петербурге ровно на 4%, АИ-95 — на 4,4, а дизтопливо — всего на 2,2%. И вот в пятницу, 22 октября, наконец на их улице случился праздник: ЦБ официально поднял прогноз по инфляции почти вдвое от целевого показателя в диапазон 7,4–7,9%.

В преддверии этого события, рассказывают «Фонтанке» участники рынка, прошло очередное совещание руководителей топливных компаний с профильными чиновниками во главе с вице-премьером Александром Новаком. И там вновь было поставлено жесткое требование: не повышать цены на бензин больше уровня инфляции. Причем якобы власти согласились с предложением увеличить цены на дизтопливо на два рубля, что объясняется переходом на его зимние сорта.

При этом пределом повышения было указано считать не целевую, а официально признаваемую инфляцию, и сегодняшнее решение Центрального банка делает это требование заметно мягче.

О том, что розничные цены на топливо не соответствуют экономическим показателям работы сетей АЗС из-за колоссального роста стоимости в оптовом сегменте, операторы твердят уже давно.

Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость АИ-95 в середине сентября выросла в Петербурге с начала года на 15,8%. При том что в рознице рост измерялся лишь единицами процентов. Так что в принципе операторы при первой же возможности должны повышать свои цены, чтобы вернуть свою экономику к положительным значениям. Глава «Нефтяного клуба СПб» Олег Ашихмин считает, что справедливым ростом было бы увеличение сразу на 7 рублей за литр, но такого, конечно, не случится. Для АИ-92 это означало бы рост на 15 с небольшим процентов. С точки зрения финансов так и должно произойти, но в картине административного мира, в котором живут ВИНКи, надо держаться в рамках инфляции.

Что же для простых автомобилистов означает сегодняшнее решение ЦБ об увеличении прогноза инфляции? Даже если брать его нижнюю границу, АИ-92 теперь без претензий «сверху» может вырасти в среднем до 47,02 рубля за литр, АИ-95 — до 50,9 рубля, дизтопливо — до 52,97 рубля.

Эти цифры берутся из механического прибавления 7,4% к зафиксированным Росстатом ценам в первую неделю 2021 года. Сейчас официальная (точнее, средняя) стоимость АИ-92 — 45,57, АИ-95 — 49,5, а дизтоплива — 50,42. Значит, ненаказуемый рост может составить 1,45, 1,4 и 2,55 соответственно. Правда, в отношении дизтоплива требование «не больше двух рублей» сетям АЗС все же придется исполнить. Ни одна из ВИНК, имеющая в Петербурге свои заправки, не взялась комментировать вопросы ценообразования — по традиции им это строго запрещено Федеральной антимонопольной службой, чтобы исключить возможность манипуляций на рынке.

Однако и так понятно, что теперь даже при росте стоимости бензина на 1,4–2 рубля чиновники не получат дополнительно роста инфляции. И главные кормильцы федерального бюджета, ВИНКи, смогут поправить дела своих сбытовых подразделений, хотя бы немного сняв их с довольствия своих прибыльных экспортных и оптовых коллег. Простому горожанину, который оплатит все эти радости, тоже особо жаловаться будет не на что — все же в рамках инфляции.

Глава «Автоклуба А24» Денис Шубарев уверен, что к такому повороту петербургские водители отнесутся стоически и не перестанут меньше ездить.

«Чтобы автолюбители из-за роста цен на бензин изменили свое отношение к ежедневным поездкам, он должен подорожать раза в два и занимать другую долю в семейном бюджете или бюджете компании. Пока этого не произойдет, никто от машин отказываться не будет и уж тем более Невский перекрывать не станет».

Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
13
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях