Пятничное увеличение Центробанком цели по инфляции в стране до конца года — это не только констатация факта, ведь к этому показателю жестко привязан темп роста стоимости бензина. «Фонтанка» посчитала, насколько именно вырастут цены — вам не понравится.
Еще с 2018 года между властями и основными топливными операторами действует негласное «джентльменское соглашение»: бензин может дорожать в течение года не выше официального уровня инфляции. Оно соблюдалось даже в самые тяжелые для отрасли времена скачков цен в оптовом сегменте: вертикально интегрированные нефтяные компании (ВИНК) могли себе позволить какое-то время работать в минус. А мелкие игроки были вынуждены вслед за ними сдерживать цены, чтобы не растерять клиентов.
В начале этого года Центральный банк РФ опубликовал свою цель по годовой инфляции — 4%. И даже когда реальность показывала цифры в 6–7%, говорилось, мол, погодите, вот осенью будет урожай, продуктовая инфляция упадет, и цель будет выполнена. В июле ЦБ сообщил, что ожидает инфляцию уже в 5,7%, но обещал, что в 4-м квартале она начнет заметно замедляться. Не сложилось.
Как честные люди операторы АЗС выполняли свою часть «джентльменского соглашения» не повышать выше общей инфляции: согласно данным Росстата, АИ-92 с начала года подорожал в Петербурге ровно на 4%, АИ-95 — на 4,4, а дизтопливо — всего на 2,2%. И вот в пятницу, 22 октября, наконец на их улице случился праздник: ЦБ официально поднял прогноз по инфляции почти вдвое от целевого показателя в диапазон 7,4–7,9%.
В преддверии этого события, рассказывают «Фонтанке» участники рынка, прошло очередное совещание руководителей топливных компаний с профильными чиновниками во главе с вице-премьером Александром Новаком. И там вновь было поставлено жесткое требование: не повышать цены на бензин больше уровня инфляции. Причем якобы власти согласились с предложением увеличить цены на дизтопливо на два рубля, что объясняется переходом на его зимние сорта.
При этом пределом повышения было указано считать не целевую, а официально признаваемую инфляцию, и сегодняшнее решение Центрального банка делает это требование заметно мягче.
О том, что розничные цены на топливо не соответствуют экономическим показателям работы сетей АЗС из-за колоссального роста стоимости в оптовом сегменте, операторы твердят уже давно.
Согласно данным Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой биржи стоимость АИ-95 в середине сентября выросла в Петербурге с начала года на 15,8%. При том что в рознице рост измерялся лишь единицами процентов. Так что в принципе операторы при первой же возможности должны повышать свои цены, чтобы вернуть свою экономику к положительным значениям. Глава «Нефтяного клуба СПб» Олег Ашихмин считает, что справедливым ростом было бы увеличение сразу на 7 рублей за литр, но такого, конечно, не случится. Для АИ-92 это означало бы рост на 15 с небольшим процентов. С точки зрения финансов так и должно произойти, но в картине административного мира, в котором живут ВИНКи, надо держаться в рамках инфляции.
Что же для простых автомобилистов означает сегодняшнее решение ЦБ об увеличении прогноза инфляции? Даже если брать его нижнюю границу, АИ-92 теперь без претензий «сверху» может вырасти в среднем до 47,02 рубля за литр, АИ-95 — до 50,9 рубля, дизтопливо — до 52,97 рубля.
Эти цифры берутся из механического прибавления 7,4% к зафиксированным Росстатом ценам в первую неделю 2021 года. Сейчас официальная (точнее, средняя) стоимость АИ-92 — 45,57, АИ-95 — 49,5, а дизтоплива — 50,42. Значит, ненаказуемый рост может составить 1,45, 1,4 и 2,55 соответственно. Правда, в отношении дизтоплива требование «не больше двух рублей» сетям АЗС все же придется исполнить. Ни одна из ВИНК, имеющая в Петербурге свои заправки, не взялась комментировать вопросы ценообразования — по традиции им это строго запрещено Федеральной антимонопольной службой, чтобы исключить возможность манипуляций на рынке.
Однако и так понятно, что теперь даже при росте стоимости бензина на 1,4–2 рубля чиновники не получат дополнительно роста инфляции. И главные кормильцы федерального бюджета, ВИНКи, смогут поправить дела своих сбытовых подразделений, хотя бы немного сняв их с довольствия своих прибыльных экспортных и оптовых коллег. Простому горожанину, который оплатит все эти радости, тоже особо жаловаться будет не на что — все же в рамках инфляции.
Глава «Автоклуба А24» Денис Шубарев уверен, что к такому повороту петербургские водители отнесутся стоически и не перестанут меньше ездить.
«Чтобы автолюбители из-за роста цен на бензин изменили свое отношение к ежедневным поездкам, он должен подорожать раза в два и занимать другую долю в семейном бюджете или бюджете компании. Пока этого не произойдет, никто от машин отказываться не будет и уж тем более Невский перекрывать не станет».
Денис Лебедев, «Фонтанка.ру»