«Фонтанка» проникла в нутро первого атомного ледокола серии 22220 и увидела, как будущий покоритель Арктики выглядит за месяц до выхода в море.
У пирса АО «Балтийский завод» сейчас все три красавца, но в обратной последовательности — сначала «Урал», потом «Сибирь», а в хвосте «Арктика», на которой недавно поменяли гребной двигатель. Все серии 22220, но первую «Арктику» называют головным ледоколом серии — так что «Сибирь» первая. Она пришвартована посередине, поднявшись на корму, можно полюбоваться на уже пробовавшую льды «Арктику», а с носа отлично виден облепленный строительными лесами «Урал». Но мы воспользовались любезно предоставленной возможностью и посмотрели на «Урал» с той точки в рубке, где скоро должно быть оборудовано рабочее место капитана судна.
Пока что на капитанском месте мы увидели металлические консоли и пылесос, но последние — очень хороший знак. Уборка начинается, когда заканчивается строительство. Рубка же в целом напоминает сейчас большой испытательный стенд в лаборатории. Везде электронные приборы, много людей в рабочих комбинезонах, все что-то обсуждают, склонившись над приборами. Большинство мониторов за стенкой слева — нас попросили там не снимать. Но атмосфера деловая, здоровая, никакой суеты не чувствуется. На предложение об интервью парни в спецовках даже засмущались. «Не-не, напишите, что в рубке производятся швартовые испытания навигационного оборудования, а в объектив как-то не хочется», — сказал один из них.
«Можете полюбоваться на головную боль, о которой вы часто пишете, — но это совсем вниз», — предложил сопровождающий. Через десяток лестничных пролетов (лифты пока не работают) оказываемся в машинном отделении. Там парогенераторы — те самые, из-за которых Балтийский завод судится с их производителем АО «Завод «Киров-Энергомаш» уже несколько лет. Именно с парогенераторами судостроители связывают задержки в сроках сдачи «Арктики» и теперь «Сибири» госзаказчику ФГУП «Атомфлот» (входит в госкорпорацию «Росатом»). Сейчас они под пленками, вокруг рабочая суета — механизмы готовятся к судовым испытаниям.
Впрочем, милые бранятся — только тешатся. Балтийскому заводу и «Киров-Энергомашу» предстоит долгая и, надо полагать, счастливая совместная жизнь. В сентябре Росатом заявил о намерениях добавить к пяти заказанным Балтийскому заводу ледоколам серии 22220 еще два. А совсем недавно «Росатом» заказал «Киров-Энергомашу» турбины для плавучих атомных электростанций за 16.5 млрд рублей, парочку корпусов для которых построит Балтийский завод.
А мы спускаемся ниже, в отделение среднего гребного двигателя. Перед нами двигатель правого борта.
Точно такой же сломался на «Арктике», недавно его пришлось заменить. Но тут говорят: «Выводы сделали, не повторится».
Далее следуем в центральный пост управления реакторными установками. Там все серьезные, сосредоточенные, стены облеплены мониторами, на них что-то непонятное и сложное. При появлении объектива парни в очках, что-то оживленно обсуждавшие у ближайшего ко входу рабочего места, дружно встали и вышли: не против публичности, но без нас, пожалуйста. Поэтому скамейка справа пустая.
Можно посмотреть и сами реакторы — на палубе видны их крышки, которые примерно раз в 7 лет будут подниматься для замены отработанного ядерного топлива.
«Сибирь» снаружи и особенно внутри выглядит как большой дом во время ремонта. Везде какие-то детали, провода, кабели, шланги — трудно поверить, что через месяц судно выйдет в море на ходовые испытания, а в декабре будет передано заказчику. Но нам обещают, что так и будет, и теперь уже без задержек.
Подвести может только погода — серия 22220 не любит дождей, из-за них поднимается уровень воды в Неве, что может помешать ледоколу пройти под Западным скоростным диаметром.
Лев Годованник