Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Туризм «Аэрополис» не взлетел. Инвестпроект по развитию Пулково за 11 млрд рублей не состоится

«Аэрополис» не взлетел. Инвестпроект по развитию Пулково за 11 млрд рублей не состоится

30 105

Инвесторы окончательно отказались от создания кластера вокруг терминала «Пулково-2». Проект лишился лоббиста в Смольном и сдулся на фоне коронакризиса.

О том, что история окончена, «Фонтанке» рассказали в городском комитете по инвестициям 3 ноября. «Проект «Аэрополис» не планируется к реализации. Стратегический статус проекту не присваивался. Ранее рассматриваемые концепции пересмотрены и не являются инвестиционно привлекательными», — сообщили в ведомстве.

Создание «Аэрополиса» впервые было анонсировано в ходе Петербургского международного экономического форума 2016 года. Первоначально планировалось освоить 13,6 га рядом со зданием «Пулково-2», создав там площадку Особой экономической зоны. Инвестиции в проект оценивались в 6,3 млрд рублей, желание быть инвестором выражал банк ВТБ. Сроки назывались до 2020 года.

В 2018 году параметры проекта уточнили. Терминал «Пулково-2» было решено обновить и использовать для лоукостеров, а на соседних территориях возвести грузовые терминалы, центр по обслуживанию самолетов, а также торговые и офисные площади. Инвестиции выросли до 11,3 млрд рублей. Сроки сдвинули до 2031 года. В качестве инвесторов заявились АО «Грузовой терминал Пулково» (на тот момент основной акционер — «Банк Санкт-Петербург»), а также компания «Ю-ТИ-ДЖИ Пулково» («дочка» UTG aviation serviсes, специализирующейся на техническом обслуживании самолётов). Предполагалось, что АО «Аэропорт Пулково», принадлежащее правительству Петербурга, возьмет на себя координацию проекта и добьется выделения участка.

В последний раз про «Аэрополис» публично вспоминали на полях ПМЭФ-2019. Флагманом была заявлена «дочка» UTG — UTG Maintenance & Engineering, которая рассчитывала осенью 2019 года получить статус стратегического инвестора. Через два года она собиралась построить центр технического обслуживания самолётов за 3 млрд рублей. Также в партнеры собирались подтянуть «Газпром» (индустриальный парк площадью 62 га) и ИТМО (IT-парк). Роль бывшего аэровокзала снова поменялась: теперь там намеревались создать бизнес-центр и торговый центр.

Источник «Фонтанки», принимавший участие в разработке проекта «Аэрополиса», подтвердил, что в изначально заявленном виде он уже не будет реализован. Инвесторы так и не зашли в проектную компанию ООО «Аэрополис». Ее единственным владельцем на данный момент остается АО «Аэропорт Пулково» (принадлежит городу).«Может быть, будут проекты на этой территории, но уже другие», — резюмировал он. Проект корректировки в планировку территории Пулково, запрошенный ООО «Аэрополис» на прошлой неделе, носит технический характер: для размещения вышки ОРВД (организации воздушного движения. — Прим. ред.) для действующей воздушной гавани.

Собеседники «Фонтанки» назвали несколько причин того, почему «Аэрополис» так и не взлетел. Один из них говорит, что изначально идея принадлежала вице-губернатору Олегу Маркову, который курировал в Смольном с 2012 по 2019 год вопросы туризма и внешних связей. После его ухода транспортно-туристический блок возглавил Максим Соколов. Но, по всей видимости, у него такая идея развития территорий возле аэропорта Пулково энтузиазма не вызвала.

Охладел к проекту и бизнес. Одним из главных интересантов считался Алексей Куимов, экс-глава Курортного района, который комментировал перспективы «Аэрополиса» на ПМЭФ-2019 в качестве спецпредставителя губернатора Петербурга Александра Беглова. В 2020 году близкие ему структуры выкупили у «Банка Санкт-Петербург» АО «Грузовой терминал Пулково» — одного из потенциальных инвесторов «Аэрополиса». Как сообщал «Коммерсантъ», до этого главным претендентом на покупку считался оператор аэропорта Пулково «Воздушные ворота Северной столицы».

Через компанию «Тесис» Алексей Куимов владел 50% «Ю-Ти-Джи Пулково», дочерней структуры UTG Aviation Services, которая специализируется на техническом обслуживании самолетов. По данным СПАРК, в апреле 2021 года он уступил долю партнерам.

Сам Алексей Куимов сообщил «Фонтанке», что не имеет отношения ни к «Аэрополису», ни к «Грузовому терминалу Пулково». Директор «Ю-Ти-Джи Пулково» Дмитрий Тизин отказался от комментария, сославшись на занятость.

«Когда [потенциальные инвесторы] начали считать деньги, поняли, что бизнеса нет, хотя это могла бы быть красивая социальная история», — говорит собеседник «Фонтанки». А с началом пандемии всем возможным участникам проекта стало не до развития. «И у UTG, и у «Грузового терминала Пулково» было падение выручки и доходов. То же у «Аэрофлота» и «ВВСС», — пояснил он.

По словам другого источника, еще одна причина того, что территория не развивается — сложности с изменением параметров строительства вблизи аэропорта «Пулково», которые требуют в том числе согласования федеральными органами власти. При этом на участках отсутствует дорожная и инженерная инфраструктура — если город не готов взять ее на себя, инвестпроект рискует оказаться за гранью рентабельности.

Вероятно, решение властей о развитии данной территории тормозит и неопределенность со второй очередью аэропорта «Пулково». Ранее рассматривалось несколько вариантов. В одном из них планировалось использование в качестве терминала для лоукостеров здания «Пулково-2». Другими вариантами были достройка галерей нового терминала, а также снос старого здания «Пяти стаканов» и создание на его месте нового терминала. Пока известно, что инвестиции в проект составят более 40 млрд рублей. Но точного понимания, какой именно будет третья очередь, пока нет. Ясность может появиться до конца 2021 года.

По словам собеседника издания, близкого к городскому правительству, использование под эти цели здания «Пулково-2» выглядит наименее вероятным сценарием. «Трансферному пассажиру неудобно прилетать в один аэропорт и ехать в другой», — сказал он. При этом конкретных планов по перепрофилированию постройки нет. Сейчас её используют для приема бизнес-авиации.

Галина Бояркова, «Фонтанка.ру»
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях