Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Спорт интервью Хоккей в хиджабах. Как спортсменки из Петербурга вышли на лёд в пустыне и отстояли честь России

Хоккей в хиджабах. Как спортсменки из Петербурга вышли на лёд в пустыне и отстояли честь России

25 301

Женская хоккейная команда из Петербурга под флагом России на турнире в Дубае разгромила соперниц из сборных Ирана и Арабских Эмиратов. О самых колоритных хоккейных матчах в своей жизни в интервью «Фонтанке» рассказала капитан чемпионов Елена Белова.

Елена Белова — жена бывшего хоккеиста СКА Антона Белова — двукратного обладателя Кубка Гагарина (2015, 2017) и чемпиона мира (2014) в составе сборной России. При этом у самой Елены регалий и званий ничуть не меньше. Елена — врач-дерматовенеролог по образованию, владелица частной клиники, обладательница синего пояса по джиу-джитсу, владелица клуба единоборств Fight Fabrika. Но и это не всё. Также Елена основатель и капитан петербургской женской любительской команды Red Rocket, которая недавно стала победителем необычного турнира в Дубае.

1 из 10

— Вы недавно побывали в Дубае, где со своей женской командой «Красная Ракета» выиграли в турнире, в котором помимо вас участвовали настоящие сборные Ирана и Арабских Эмиратов. Как вы попали в эту историю?

— Звучит действительно немного сюрреалистично: женская хоккейная команда из Петербурга в пустыне играет в хоккей под руководством американского тренера Шона Скиннера. Началось всё с того, что мы пошли на «Зимнюю Классику» (матчи на открытом воздухе. — Прим. ред.) с моей соратницей Екатериной Марк (спортивный директор Ночной лиги женского хоккея, капитан команды «Гроза». — Прим. ред.), и там я надела такой подшлемник, который выглядит почти как хиджаб. Я сфотографировалась и написала: «Надо двигаться на Восток». И добавила: «Сборная ОАЭ».

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

И вдруг 1 апреля выходит пост Ночной лиги женского хоккея о том, что в Дубай вынесен матч двух женских команд. Я прихожу на тренировку, рассказываю девочкам и говорю: «Поехали!» Они стали хохотать: «Лена, сегодня же 1 апреля. Это шутка». Мне стало так обидно по-спортивному: «Как шутка? Почему это не может стать реальностью?» И когда мы в мае с семьей поехали отдыхать в Дубай, познакомились там с русскими ребятами, которые занимаются развитием хоккея в Эмиратах. К переговорам потом подключилась Катя Марк. И они в итоге пригласили нас на турнир в октябре. Мы быстро собрали команду. Играли мы там против настоящих национальных женских сборных Арабских Эмиратов и Ирана.

— Вас же там организаторы представили как Team Russia и выступали вы под российским флагом?

— Да, уровень ответственности увеличился в разы. Пришлось побеждать. Не могу сказать, что матчи были легкие. Нас было всего 10 человек. А у иранской сборной — больше 30. При этом проходили по два матча подряд без отдыха. Но русских людей обычно трудности только сплачивают. Еще мы сами по себе очень выносливые.

— Теперь давайте разберемся чуть более детально. Кто вам помог навести эти мосты с людьми, которые развивают хоккей в Эмиратах?

— В Дубае есть внушительная диаспора из Омска, откуда я родом. И я попросила их помочь. Они познакомили меня с Владимиром Бурдуном (возглавляет хоккейную лигу ОАЭ с 2018 года. — Прим. ред.). Он тоже из России, но лет 20 назад он переехал в Эмираты и занялся там развитием хоккея.

— Против вас играли настоящие женские сборные Ирана и ОАЭ. Их уровень, наверное, совсем слабый?

— Сборная Арабских Эмиратов, конечно, слабенькая. Мы их обыгрывали со счетом 13:3, особо не прикладывая усилий. А сборная Ирана на нас готовилась к чемпионату мира по хоккею. Поэтому девчата у иранской команды играли достаточно жестко. Было очень много удалений. На нас фолили, и где-то судейство было не в нашу сторону. А еще вдруг сломалось табло, когда они повели в счете: время стало быстро сокращаться. А когда мы вели в счете, время увеличивалось. Но иранская сборная правда очень хорошая команда. У них проблема в том, что почти нет спарринг-партнеров. Поэтому они и пригласили нас в Иран и даже пообещали взять все расходы на себя. В чем еще особенность нашей команды: у нас нет спонсоров, нет функционеров, которые бы нас двигали. Всё делаем сами. Девочки сами делают этот выбор и тратят деньги не на то, чтобы себя как-то побаловать, а на хоккей.

— Вы как-то говорили, что у вас в хоккейной команде играют все — от врачей до атомных инженеров. Вы — врач. Кто атомный инженер?

— Есть у нас один такой игрок, да. Еще очень смешно, когда мы уезжаем на соревнования, начинаем подсчитывать своих детей. У нас есть мама с пятью детьми, несколько — с тремя. И поэтому я не верю, когда мне говорят: «Ой, у меня нет времени заниматься хоккеем». Я сразу привожу в пример наших игроков.

— Когда вы увидели эти махинации со временем, пытались спорить?

— Конечно. На льду друзей нет. И я говорила организаторам, что я слежу за часами. Мы немного поскандалили. Мы сначала старались действовать по-дружески, но быстро поняли, что против нас играют довольно жестко. Решили: давайте так же. Ну и закусились с ними. А так как играли, как ежики в тумане, судья часто пропускал грубую игру.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Туман из-за разницы в температуре?

— Да. И поэтому меня там и клюшкой, и по-всякому… А я такой человек: чем больше меня пытаются сдвинуть с места, тем больше я стою как вкопанная. Всякое было. Вот Кате Марк по ребрам сильно досталось. Я там как доктор уже представила себе самые страшные картинки, но всё обошлось. Она как настоящий ледовый боец немного посидела на лавке, оклемалась и пошла снова в бой.

— Лёд тоже, наверное, был не лучшего качества?

— По сравнению с Ленинградской областью лёд в Дубае кажется вполне нормальным. Его не всегда успевали заливать из-за того, что у нас было по две игры подряд. Иногда его просто чистили. А на первую игру заливщик просто опоздал на 30 минут, из-за чего у нас там всё расписание сдвинулось. Там еще очень дорогой лёд: в наших деньгах — 40 тысяч рублей за час.

— Судя по фотографиям, вы играли в торговом центре?

— Всё правильно. Это торговый центр «Дубай Молл». У них есть еще одна площадка на 12 тысяч человек где-то на территории Экспофорума. Там планируется провести вынесенный матч «Авангард» — «Ак Барс».

— Получается, вы прокладываете дорогу КХЛ в Дубай.

— Ну, наша история получилась случайно. Хотя мы и в Заполярье ездили с миссией развить там хоккей, а потом туда приходили наши функционеры. Получается — да, мы протаптываем экзотические дорожки.

— Наверное, странно играть в торговом центре?

— В Москве многие любительские команды играют в торговых центрах. Поэтому ничего необычного. У нас-то игры начинались в шесть утра, а вставали мы в пять. На сон оставалось два часа, потому что иранская сборная в четыре часа очень шумно уезжала на тренировку. И на наших матчах были только наши друзья, а вечером, благодаря тому, что это торговый центр, собиралось много случайных прохожих. Для кого-то, возможно, это оказалось откровением, и кто-то захотел тоже попробовать себя в хоккее. У иранской сборной, кстати, даже несмотря на ранние матчи, не было недостатка в болельщиках. Их поддерживала вся мужская сборная Ирана — человек 40. Когда они забили нам в финале единственный гол, они по-футбольному встали со стульев и начали распевать какие-то свои песни.

— Логистически и финансово насколько это была тяжелая поездка?

— Мы старались выручать друг друга. Кому-то брали билеты за мили, кому-то подарили. Главная задача — добраться туда. А жили мы в спортивном отеле за очень демократичную цену.

— Вас тренировал там Шон Скиннер — известный американский тренер по катанию и разным другим хоккейным скиллам. Он как к вам присоединился?

— Шон Скиннер помолвлен с нашей Катей Марк. Он очень любезно согласился нам помочь. Для него это тоже первый опыт: возглавить женскую команду и сразу выиграть с ней золото. Для меня это тоже был уникальный опыт, потому что приходилось помогать ему с переводом на русский. Шон очень мудрый тренер. Он давал нам необычные установки, вспоминая победы советской сборной в 1972 году и заканчивая американским Супербоулом. Мы очень много работали над психологией.

— Известно, что в мусульманских странах очень напряженно относятся к женщинам в спорте. Им даже на трибунах запрещают появляться. Вы обсуждали эту проблему с соперницами?

— Мы очень тепло с ними общались. Я им сказала, что мы очень ими гордимся, потому что для них это действительно нонсенс. На них показывают пальцем. Насколько я знаю, там строго запрещено только одно: чтобы женщина играла в мужской команде.

Тут был пост из социальной сети,
признанной экстремистской организацией на территории РФ

— Против вас играли же прямо в хиджабах. Культурный шок испытали?

— Для понимания, там стояла жара +40. Мы нашу форму сушили, просто раскладывая ее на дороге: за 15 минут всё становилось абсолютно сухим. И в такую жару они все ходили основательно покрытые с ног до головы. Они приезжали на игру в таком виде, переодевались в хоккейную форму, но оставляли хиджабы под шлемами. А кто-то даже катался в совсем закрытой маске, из-под которой видны только глаза. Я сразу сказала своим соратницам: я приеду и обниму этих девушек за то, что они такие смелые. Мы так и сделали. Я им лично сказала в глаза, что они большие молодцы и у них всё впереди. Прекрасные девчонки, очень красивые. Обалденной красоты глаза. Все в макияже. Очень достойно себя несут. И со многими из них у нас сложились дружеские отношения. Они очень шумные, но вежливые. Мы с ними жили на одном этаже, и они в два часа ночи могли слушать иранскую музыку. Один раз даже пришлось постучаться. Больше я их не слышала.

— Вы говорили, что вас зовут в Иран. Поедете? Было несколько случаев, когда спортсменки разных стран отказывались ехать на соревнования в Иран из-за обязательного ношения хиджаба во время пребывания. Для вас это проблема?

— Нет, меня это не остановит. Думаю, что всей нашей командой мы будем рады сыграть в Иране и познакомиться с этой культурой. Если нам предложат играть в хиджабах, я соглашусь, потому что я уважаю культуру других стран. Но, думаю, такого не произойдет, потому что восточные страны сейчас активно европеизируются.

— Вы не рассматриваете ношение хиджаба как ущемление прав женщин?

— Я вообще против этих прав женщин и против феминистских течений. Женщина остается женщиной, даже играя в хоккей или регби. Я против равноправия. Женщина — это мудрость семьи, но последнее слово должно оставаться за мужчиной. Кстати, одна из моих важных миссий — показать родителям, что девочка из-за игры в хоккей не начинает разговаривать грубо или вести себя как-то по-пацански. Это просто отличный вид спорта, который очищает от всего лишнего.

— Для вас же это не первое такое тесное знакомство с исламским миром. Несколько лет назад вы ездили в Дагестан по приглашению отца Хабиба Нурмагомедова.

— Да, мы очень сильно дружили с Абдулманапом Магомедовичем, и он пригласил меня в Дагестан на один из боев Fight Night. Нас приняли там очень хорошо, показали Дагестан, показали, где тренируются местные ребята. Мы были в Кизилюрте и видели там кузницу олимпийских чемпионов по борьбе. Я очень уважаю исламский мир и его традиции, поэтому ездила в Дагестан в длинной юбке. И ко мне там относились как к самому дорогому гостю.

— Известный случай: на бизнес-форуме в Москве Хабиб Нурмагомедов отказался пожимать руку Тине Канделаки, потому что это у мусульман так не принято. Довольно неловкая была ситуация.

— Хабиб был у нас в клубе в 2018 году с мастер-классом. Тогда он мне руку пожал. С Абдулманапом мы тоже всегда здоровались и поздравляли друг друга с днем рождения, что тоже не принято у мусульман.

— Как думаете, почему Хабиб не пожал руку Канделаки?

— Мне он пожимал руку, когда был еще жив его отец. Возможно, это было из уважения к своему отцу. Мне сложно интерпретировать его жест с Тиной Канделаки — очень достойной женщиной. Когда я это увидела, я тоже удивилась.

Беседовал Артём Кузьмин, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
14
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях