Генеральный директор «Центра технологии коучинга и разрешения конфликтов» Анастасия Василевская рассказала, как примирять непримиримых, и чем отличается медиация от медитации.
Обычно, когда меня приглашают в компанию для проведения тренинга, я задаю один и тот же вопрос руководителю — а как у Вас обстоят дела с конфликтами? И практически всегда слышу один и тот же ответ — ну что Вы, Анастасия, мы же профессионалы, какие могут быть у нас конфликты? Тогда я задаю следующий вопрос — а есть ли у Вас люди с разными мнениями? Иногда этот вопрос вызывает улыбку, иногда недоумение, и тогда я начинаю свой рассказ о том, что же такое бизнес медиация. С удивлением, мои визави, порой менеджеры высокого уровня, узнают о том, что медиация — это не медитация и йога, и совсем не психология, и даже не та процедура, куда отправляет судья в тот момент, когда отношения с другой стороной для Вас уже не имеют значение. И вот тогда я слышу тот самый заветный запрос — помогите, а?
И я понимаю, что бизнес не знает, что есть такой инструмент для разрешения конфликтов и споров. Для них это нечто среднее между медитацией и судом. И я начинаю объяснять, что это не просто альтернативное разрешение конфликта. Это именно тот инструмент, который при правильном использовании, превращает спор двух и более людей во что-то новое инновационное продаваемое и успешное!
Когда бизнес входит в конфликт, он надеется только на юристов, а если и приходит к необходимости примирения, то попадает опять же не к медиаторам, а к юристам: бывшим адвокатам, судьям в отставке, бывшим сотрудникам правоохранительных органов, которые мирят их с их оппонентами, руководствуясь своими практическими навыками. Но они могут быть профессионалами высочайшей квалификации в юридической профессии и при этом не обладать компетенциями медиатора. И люди, обращаясь к ним, не получают примирения. И всегда есть проигравший, всегда кто-то выигрывает, а кто-то проигрывает.
А обращаются, потому что не понимают саму процедуру. Потому что медиация — это далеко не только юриспруденция. И совсем не психология.
Наше новое время требует новых навыков от бизнеса. И один из главных навыков современного успешного руководителя — навык ведения переговоров. Я уверена, что все, кто читают сейчас эту статью, со мной моментально согласятся — жесткие переговоры, о которых мы столько мечтали в прошлом, больше не работают. И что приходит на смену этому монстру из прошлого? Конечное же, бизнес медиация. Бизнес медиация — это процедура плюс skill set. Сама процедура без skill set работает, но не на полную мощность. Хотя могу сказать, что даже простое пошаговое применение процедуры бизнес-медиации — это уже огромный процент успеха. А, если прибавить к ней квалификацию медиатора — то вот оно!
Бизнес медиация — это огромный skillset из понимания бизнеса, переговорного процесса, коучинга, нейробиологии, теории игр, логики, критического мышления и немного психологии. Сама я проходила обучение вначале в Петербурге, а потом доучивалась и проходила практику в Лондоне и применяю англо-американские методики в основном. Бизнес говорит не только о деньгах, хотя именно ради прибыли существует. В наше время невозможны большие финансовые успехи без отношений и доверия. Я всегда стараюсь объяснить бизнесменам, что, проведя процедуру медиации, они смогут сэкономить деньги и получат возможность зарабатывать гораздо больше, если научатся сами применять этот инструмент и научат ему своих менеджеров. И я показываю им, как работает мини медиация в трудовом конфликте, в диспуте между членами команды, в вопросе напряженности между новым руководителем и старым составом фирмы…Естественно, полная бизнес медиация между компаниями совершает чудо…
Я поставила цель — чтобы бизнес знал, что это за инструмент бизнес медиация и в чем его сила. Я называю это словом «магия». Это слово лучше передает то, что происходит во время процедуры медиации. Это необходимо пройти и попробовать на вкус, чтобы оценить по достоинству. Помните, что бизнес медиатора нужно при этом правильно выбрать.
Большинство менеджеров обучены всевозможным техникам переговоров. И жестким переговорам, и мягким, и win-win переговорам и так далее. Большинство людей бизнеса прекрасно понимают, где они теряют больше всего денег — когда они думают о том, о чем думают их клиенты, вместо того, чтобы спросить. И особенно сейчас, в столь тяжелое и турбулентное для бизнеса время, переговоры очень часто заходят в тупик. Тупик — это что? Это суд. Или что-то похуже. Потеря репутации и отношений, уход лучшего сотрудника, болезнь руководителя из-за постоянного стресса. И все почему? Потому что бизнес не видит другого варианта. И надо ему объяснять, что медиация с медитацией, йогой и прочими индийскими практиками ничего общего не имеет. Хотя, конечно, что-то магическое в ней есть: когда ты приходишь к двум буквально не переваривающим друг друга людям и, делая то, чему тебя учили, самую мирную и самую технологическую процедуру на этой Планете, видишь, как они прямо на глазах переходят от конфликта к примирению.
Если очень просто, что такое бизнес-медиация? Это когда два человека или организации не могут договориться друг с другом, и именно тогда профессиональный медиатор помогает им достичь совместного результата, того, который они никогда не смогли бы достичь самостоятельно.
После выступлений меня спрашивают: а что, это что-то новомодное, эта ваша медиация? Нет, отвечаю я, медиация берет свое начало во времена дворянства, когда эту роль играли секунданты на дуэлях. Они не только оговаривали место, время и оружие поединка, а также блюли строгую конфиденциальность, но и старались по возможности примирить противников. Вот наши истоки, и все наши технологии — это развитие тех практик, которые применялись тогда. Конечное, время берет свое — и сейчас бизнес медиаторы используют все знания о работе мозга человека для того, чтобы стороны вышли за пределы своих позиций и вышли на интересы. И здесь, конечное же, на первое место выходит профессионализм медиатора.
Потом мне обычно задают вопрос: хорошо, Анастасия, какой процент людей у тебя договариваются? И вот на него очень сложно отвечать, потому что, если я скажу какой-то процент, и это будет не 100%, то мне сразу скажут: «Так в чем мне тогда интерес?» И ответ, конечно, нужен куда более развернутый. Но если одгим словом — настоящая медиация — это всегда трансформация. Вы никогда не будете тем же человеком, которым пришли на медиацию. Вы станете Лучшей Версией Самого Себя. Тем, которым всегда хотели быть, но не могли себе позволить. Когда ко мне приходит один клиент, это еще полдела: надо, чтобы со мной в одной переговорной сели оба участника конфликта. И вопрос навыка телефонного общения и первичных переговоров в том, как сделать так, чтобы вторая сторона пришла и села за стол переговоров? Потому что, чем раньше стороны поймут, что, если они сядут вместе, то им будет гораздо проще договориться — то они сядут и договорятся. Медиатор эти все варианты с ними прорабатывает: а что будет, если вы пойдете в суд? Нет более дорогого ресурса, чем время. Особенно сейчас. Любой бизнес дорожит отношениями — пока они еще не испорчены войной. В наше не простое время мы отлично понимаем, что отношения порой всегда выше, ведь именно они сохраняют нам время и деньги, в итоге.
Итак, два сотрудника, две идеи. Вариант один — применение технологии бизнес медиации — и появляется общая идея, больше и успешнее, чем просто две. И вариант 2 — конфликт. Не будет той самой супер идеи, которая потрясет рынок.
Чем больше управляемых конфликтов — тем больше новых идей, тем успешнее компания. Мы, бизнес медиаторы, за лучшие конфликты c с наилучшими исходами приведут к лучшему миру
Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.