Дом Чубакова на 11-й линии В.О., рядом с которым вот-вот вырастет элитный ЖК, с каждым днем уходит под землю. Это показала государственная историко-культурная экспертиза, которая парадоксальным образом не только не велит запретить стройку по соседству, а рекомендует ее ускорить.
Государственная историко-культурная экспертиза дома Чубакова проводилась в октябре по заказу застройщика Sun Development, который по соседству с объектом культурного наследия планирует возвести жилой комплекс. Он поручил экспертам провести обследование дома 58 на 11-й линии Васильевского острова и продумать пути его сохранения. По информации «Фонтанки», услуга обошлась компании примерно в 5 млн рублей. Итоговый акт в конце прошлого месяца опубликовал КГИОП, и в настоящий момент документ находится там на рассмотрении.
Начинается заключение экспертизы, целью которого указано сохранение дома-памятника, с упоминания о том, что под зданием проходят грунтовые воды. Это приводило к затоплению подвала, в связи с чем уже давно планировали сделать гидроизоляцию, но руки так и не дошли. Со временем брандмауэр (глухая противопожарная стена. — Прим. ред.) здания наклонился в сторону. За последние годы ситуация ухудшилась в разы. На конец сентября этого года максимальный прирост кренов составил 48 мм, а осадка здания — до 54 мм.
Проблемы в доме Чубакова начали обсуждать не так давно, с осени 2020 года. Тогда жильцы заметили первые трещины, которые, по их словам, могли появиться из-за начавшейся под боком стройки элитного жилого комплекса, реализацией которой занимается Sun Development Кирилла Вязавского. В Смольном же заявляли, что в бедах столетнего дома могут быть виноваты «две аварии на водопроводе, которые фиксировались ГУП «Водоканал». Приостановить работы по возведению «элитки» и устранить негативные воздействия из-за строительно-монтажных работ потребовал КГИОП, однако строительство продолжилось, тогда комитет обратился в полицию. Наконец, Госстройнадзор напомнил застройщику о ремонте дома Чубакова и попросил повременить со стройкой. На проблемных участках установили маячки и щелемеры, но трещины так и не заделали. Летом в памятнике «поехал» пол и рухнула часть потолка.
В настоящий момент здание продолжает оседать со средней скоростью 2–3 мм в месяц. «Крен брандмауэрной стены превышает допустимые значения и развивается во времени», — сказано в экспертном заключении. В здании выявили две развивающиеся системы трещин — в центральной части, а также в зоне примыкания к проблемной стене, которая оказывается ближайшей к стройплощадке. Они, по сути, разделяют дом на два блока, но в настоящий момент это угрозы не несет, так как те обладают «собственной пространственной жесткостью». Однако к аварийной ситуации могут привести трещины вдоль той самой стены, которая понемногу «падает», что требует оперативного вмешательства. «Дальнейшие деформации брандмауэрной стены угрожают обрушением конструкции», — подчеркивается в документе.
Предусмотрен и план необходимых мероприятий. В первую очередь нужно произвести ремонт трещин и локальное усиление конструкций. В качестве последнего — соорудить контрфорс, который будет подпирать кренящуюся сторону здания. Начинать стабилизировать уходящий под землю дом, пока не укреплена стена, нельзя. Парадоксально, но само возведение подпирающей конструкции приведет к увеличению развития осадка. Поэтому заделанные трещины, как уточняется в документе, раскроются, и могут появиться новые. К моменту завершения строительства такого элемента «можно ожидать реализации до 14 мм дополнительных осадок», но, как подсчитали специалисты, к обрушению это не приведет.
Здесь кроется ещё один парадокс. В качестве того самого контрфорса может выступить именно новый дом, строительство которого уже начато. Дому Чубакова, как оказывается, даже необходимо возведение соседней «элитки», и начинать строительство надземной ее части эксперты советуют уже сейчас, а завершить — в ближайшие полгода. «Учитывая наличие на строительной площадке завершенного свайного поля, в качестве первоочередных мероприятий по обеспечению механической безопасности объекта культурного наследия предлагается начать возведение надземной части проектируемого здания с опиранием на существующее свайное поле», — сказано в документе.
В Sun Development готовы приступить к работам, как только КГИОП снимет запрет на их выполнение. «Мы не говорим о строительстве в настоящий момент, а только о сохранении памятника. Если комитет согласится с экспертизой и согласует работы по сохранению объекта, сразу и приступим», — сказал в разговоре с «Фонтанкой» управляющий директор группы компаний Александр Лимарь.
Однако к моменту возведения каркаса нового ЖК может быть и такое, что осадку стабилизировать не удастся, и тогда есть другой план. В качестве «наиболее консервативного решения» возможна пересадка всего дома Чубакова на буроинъекционные сваи. Альтернативным решением может также стать компенсационное нагнетание в основании дома. Этот метод позволит вернуться к изначальному положению и зафиксироваться. Но и такой вариант возможен только в том случае, если проблемная стена будет подперта, то есть если рядом с ней уже будет обустроен каркас нового дома.
К дому Чубакова планируется пристроить 7-этажное жилое здание высотой в 33 метра с подземной автостоянкой глубиной около 5 метров. Работы по обустройству паркинга, как заключили эксперты, можно начать только после возведения надземной части и стабилизации осадки. То есть необходимо заложить основу всего дома и затем рыть под ней, а это дополнительные затраты. В совокупности, как оценивает собеседник «Фонтанки», знакомый с ситуацией, это увеличивает стоимость проекта как минимум на 50 млн рублей.
По итогу исследования было выдано положительное заключение о возможности выполнить работы по сохранению объекта культурного наследия в ходе строительства нового жилого дома. К слову, жители дома Чубакова, с которыми говорила «Фонтанка», не высказали сомнений по приведённым тезисам из документа.
«Сейчас всей этой ситуации уже никто не рад — ни мы, ни застройщик, — сказала жительница Светлана. — Мы люди разных профессий, но из-за обстоятельств сами понемногу становимся строителями и уже кое-что понимаем. Когда полностью ознакомимся, возможно, будем подавать предложения. Такая точка зрения возможна, но посмотрим, что скажет КГИОП».
Мария Долбиш, «Фонтанка.ру»
Дом Чубакова на 11-й линии В.О., который является образцом модерна, был построен в 1906 году и возведен по проекту архитектора Михаила Еремеева. Это не единственный бывший доходный дом купца, который до сих пор носит его имя. В одном из них на Петроградской стороне месяц назад произошел крупный пожар, в результате которого пострадала большая часть квартир.
Разрешение на строительство жилого комплекса по соседству с памятником на Васильевском острове изначально получило специально созданное ООО «Дом на 11-й» еще в 2016 году. Летом 2020 года стало известно, что акционер холдинга «Адамант» Евгений Гуревич продал жилой проект компании Sun Development. Ранее этот же девелопер строил клубный дом неподалеку, на Малом проспекте В.О. Дом Чубакова включен в перечень 255 многоквартирных домов, реставрация лицевых и дворовых фасадов которых будет проводиться по программе КГИОП.