Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Плавильный котел нации. Откуда приехали новые петербуржцы

Плавильный котел нации. Откуда приехали новые петербуржцы

85 290

Коронавирус затормозил и без того падающее число официально переезжающих в Петербург жителей страны. Однако, даже ужавшись сразу на 19%, этот поток сгенерировал в 2020 году 113,8 тысячи новых горожан.

Проанализировав, откуда приезжают эти люди, «Фонтанка» будто побывала на уроке географии родной страны. Каждый регистрирующийся даже по месту временного пребывания человек заполняет в отделах вселения и регистрационного учета граждан специальную анкету, один из пунктов которого — регион, откуда он приехал. Эти данные аккумулируются в региональных статистических ведомствах.

Конечно, многие приезжие не сообщают о себе властям. Однако регистрация по месту пребывания (как раньше называлось, «временная прописка») дает массу преференций легализовавшемуся новому петербуржцу — от возможности получить местное ОМС с привязкой к городским медучреждениям до устройства ребенка в школу или сад.

Многие владельцы квартир, понимая, что такая регистрация не дает никаких прав на жилплощадь, регистрируют у себя даже приезжих арендаторов. Тем более что по закону это надо обязательно сделать тем, кто живет в одном месте больше 90 дней, а за соблюдением такого требования в последнее время все пристальнее начинают следить управляющие компании.

Таким образом, собранная Росстатом и публикуемая «Фонтанкой» статистика не претендует на полноту данных, однако хорошо дает представление о географии миграционных потоков в Петербурге.

Крупнейшим регионом-донором новых петербуржцев предсказуемо выступает Ленинградская область. Каждый пятый переезжает в наш город именно из соседнего региона. До коронавируса их число было стабильно больше 25 тысяч человек в год, однако ограничения на передвижение и другие коронавирусные гайки, закрученные в прошлом году (в том числе ударившие по рынку труда), снизили эту цифру сразу на 12,5%, до 23,4 тысячи человек.

Еще один лежащий на поверхности магистральный канал прибытия переезжающих в Петербург — «Сапсаны» и «М-11». Число москвичей, превращающихся в петербуржцев, также из года в год было относительно стабильно — около 5 тысяч человек. Но в прошлом году таких было всего 4,3 тысячи.

Северо-Запад


Вместе с тем до прошлого года самой большой диаспорой в Петербурге были вовсе не москвичи, а мурманчане. Сокращающееся уже больше 30 лет население Мурманской области разъезжается по всей стране, а при выборе между двумя столицами традиционно предпочитает именно Петербург, пополняя число его жителей ежегодно более чем на пять тысяч. Так что неудивительно, что в числе названных в честь крупных городов улиц Петербурга нет Мурманской. У нас это сразу — шоссе.

Мурманскую, Новгородскую и Псковскую область объединяет показатель числа переехавших в Петербург на 1000 человек населения. В 2020 году у них этот показатель максимальный среди всех субъектов РФ — 5–6 тысяч человек (то есть каждые два года 1% населения этих регионов перебирается к нам). А в прежние годы этот своеобразный коэффициент стремления к Петербургу (далее в тексте он будет часто использоваться) и вовсе был около 8.

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Кавказ


Жители Северо-Кавказского федерального округа меньше всех ощутили дыхание коронавируса, переезжая в Петербург. К примеру, самый населенный регион округа — Дагестан, — вопреки тенденции, даже нарастил число своих выходцев, которые теперь могут самих себя звать новыми петербуржцами. Это позволило ему подняться в таблице с 15-го сразу на десятое место, обогнав и соседей из Ставропольского края, и из других крупных регионов-доноров, включая жителей двух северо-западных областей — Карелии и Вологды.

Вопреки распространенному мифу, именно что кавказцев в Петербурге всегда было традиционно немного (разумеется, если сравнивать с Москвой, например). Без Ставрополя, который также входит в СКФО, это около 4 тысяч человек на весь Кавказ в год. Разумеется, из тех, кто приезжает и селится в городе официально. При этом, как и в целом по всей стране, размер региона не напрямую коррелирует с размером диаспоры в Петербурге. Так, полуторамиллионная Чечня для Петербурга — это всего 154 человека в прошлом году (минимальный на всю страну коэффициент 0,1), а 800-тысячная Кабардино-Балкария — сразу 579 (0,67).

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Юг


Треть выходцев из Южного федерального округа — разумеется, краснодарцы. Ежегодно их оседает в городе 4–5 тысяч. Можно отметить, что ни в одном из этих регионов коэффициент стремления к Петербургу не превышает единицы. Менять золотые нивы и бескрайние степи на сумрачные болота желающих относительно немного. Исключение — Калмыкия (коэффициент 1,4). При совсем небольшом населении, примерно в 270 тысяч человек, она отправляет в Петербург ежегодно по 400–500 своих сынов и дочерей.

При этом очень заметным донором является Крым. До 2014 года выходцы оттуда регистрировались в городе как иностранцы, а теперь вот попадают в статистику внутренней миграции. Стабильно с берегов Тавриды на берега Невы перебирается официально почти по 1,5 тысячи человек. Однако для 2,5-миллионного полуострова это, разумеется, совсем немного.

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Центр


Анализировать мотивацию перебирающихся в Петербург москвичей (а также жителей Московской области), наверное, нет смысла. Ну едут и едут — места всем хватит, тем более они всегда любимы и желанны петербургским застройщикам. Интересно будет отметить довольно высокий интерес к нашему городу уроженцев Тверской области. Их коэффициент интереса к Петербургу — 1,6, а это значит, что 2–3 тысячи тверян перебираются сюда.

К слову, этот их интерес наблюдается на общем фоне почти единодушного безразличия к Петербургу обитателей Центрального федерального округа. У всех остальных из них без исключения число переехавших на тысячу населения ниже единицы. Больше всего — у Костромы (0,97), а в Москве (в которой вся сила) и Московской области этот коэффициент и вовсе 0,3. Для тех, кто, может быть, интересовался, — тамбовских у нас в городе появляется всего 500–600 на всю миллионную область, а в прошлом году и того меньше — 430 человек. Коэффициент интереса к Петербургу там совсем увял — 0,46.

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Поволжье


С берегов Волги активнее всего пополняют список новых петербуржцев выходцы из Башкирии. Татарстан при почти таком же населении присылает к нам почти вдвое меньше. Интерес к Петербургу там почти московский — 0,33. На общем фоне заметно выделяются Оренбургская область — 0,81 (около 2 тысяч человек каждый год, но лишь 1,6 тысячи в 2020 году) и Кировская (коэффициент 0,8 и 1 003 человека в 2020 году).

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Урал


Ханты-Мансийский и особенно Ямало-Ненецкий автономные округа — традиционные поставщики свежей крови в стремительно стареющем Петербурге. Салехард и Сургут любят городские застройщики, ректоры вузов и арендодатели. На пару они посылают к нам ежегодно под три тысячи студентов и молодых нефтегазовых пенсионеров. Примечательно, что Тюменская область сама по себе (в которую эти АО административно входят) могла похвастаться пополнением своей петербургской диаспоры в прошлом году лишь на 545 человек.

И если Челябинск еще как-то можно заподозрить в интересе к Петербургу (коэффициент 0,54 и 1 850 переехавших в прошлом году), то в Екатеринбурге он на московском уровне — 0,36. Больше 1 129 человек из себя Свердловская область в прошлом году выдавить в Петербург не смогла.

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Сибирь


В целом Сибирь посылает в Петербург людей больше, чем Урал, Кавказ и Дальний Восток: 11–12 тысяч в обычных условиях и 8,7 тысячи в провальном прошлом году. Крупнейший сибирский поставщик новых петербуржцев — Красноярский край вместе с Норильском (1,6 тысячи). Почти столько же — Кемерово. Однако в относительных цифрах интерес сибиряков к нашему городу невелик — не превышает сейчас 0,72 у Омска, хотя еще год назад была единица.

Столица Сибири — Новосибирск — к набережным Невы совсем равнодушна. Вернее, интерес, конечно, есть, и каждый год больше тысячи его жителей переезжают в Петербург, но если сравнивать с общим населением региона, выйдет как в Москве — 0,37. Именно в Сибири находится регион, который официально составляет самую маленькую диаспору в Петербурге — Республика Алтай: всего 72 человека за весь прошлый год. Хотя в регионе живет 220 тысяч человек — в разы больше, чем в Ненецком АО, который даже при 44-тысячном населении 110 человек обживать берега Невы все же послал. Зато в отличие от почти всех остальных 80 регионов, ручеек переселенцев из Горно-Алтайска в Петербург растет год от года, невзирая на коронавирус.

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Дальний Восток


Вот откуда в Петербург едут, так это с Дальнего Востока. В списке лидеров по коэффициенту интереса к нашему городу в десятке сразу Чукотка (2,4), Камчатка (2,2) и Магадан (2). По этому показателю они серьезно конкурируют с обитателями Северо-Западного федерального округа. Напомним, это значит, что с такими темпами в Петербург менее чем за 5 лет перебирается 1% всех жителей региона.

Совсем близко к ним с показателями около единицы — Сахалин, Хабаровск и Владивосток. Даже из малюсенькой Еврейской автономной области в Петербург приезжают 90–100 человек.

Нажмите на кнопку Play (внизу слева), чтобы увидеть, как менялись цифры в 2018-2020 гг.

Денис Лебедев из Мурманска, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
129
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях