Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Доброе дело Общество Технологии Левши нашего времени фонтанка pro Левши нашего времени. Kак побороть наледь и разделить неразделимое

Левши нашего времени. Kак побороть наледь и разделить неразделимое

425 406

Устройство, способное избавить дворников от тяжелого ручного труда зимой. Технология, значительно упрощающая ремонт крупного оборудования на заводах. Рассказываем, как молодые изобретатели создали разработки, облегчающие жизнь.

«Ледокол» Глеба Дружинина: лучше лома в восемь раз

«Настает зима, появляются журналисты», — шутит Глеб Дружинин. Внимание прессы понятно: он придумал решение для одной из самых острых городских проблем — гололеда.

Устройство «Ледокол» быстро и аккуратно разбивает лед во дворах и на улицах и превращает его в мягкую снежную крошку. Заявленные характеристики: справляется со льдом высотой до 20 см. Очищает 170 кв. м обледенелых тротуаров в час при ровной поверхности и температуре до минус пяти. При этом дорогая гранитная плитка и асфальт остаются целехонькими, а для борьбы с гололедом требуется меньше песка и реагентов, разъедающих все вокруг — от кузовов машин до лап домашних животных.

В основу устройства легла технология, придуманная еще дедом Глеба, тоже изобретателем. Лед крушит специальный барабан с ударными элементами и металлическими щетками.

Машина прошла техническую экспертизу в научно-техническом совете при Жилищном комитете. А в прошлом году «Ледокол» представили министру промышленности и торговли России Денису Мантурову на выставке. Министр устройство похвалил и поручил помочь изобретателю.

«Мне практически со всей России звонят люди — дворники, руководители жилищных кооперативов, управляющих компаний. Кто-то купить хочет, кто-то — просто сказать, что крутая разработка, спасибо, что все это делаете», — говорит Глеб.

Тем не менее пока заказы штучные. «В прошлом году я вел переговоры с РЖД. Объездил всю Россию, провел испытания, доработал устройство. А потом из-за пандемии они передумали — сказали: денег нет, давайте позже», — вздыхает изобретатель. Зато благодаря этим испытаниям и соревнованиям на скорость с железнодорожными рабочими Глеб и доказал расчетами цифру:

«Ледокол» в восемь раз эффективнее обычного лома. То есть наледь, которую дворник будет долбить целый день, устройство уберет за час.

За два года устройство прошло путь от прототипа до серийного выпуска. В этом году в кооперации с заводом «Красный Октябрь» Глеб произвел первую партию «Ледоколов». Устройства еще требуют доработок, качественного дизайна и отладки производства, признает он. Но свою функцию уже выполняют отлично.

Появление инвестора или крупного заказчика могло бы существенно ускорить этот процесс. Однако пока инженерные инновации проигрывают в привлекательности IT-проектам. «Сейчас все вкладываются в IT, — жалуется Глеб. — Там все проще и понятнее. Есть сроки, в которые пишутся сервисы, их тестируют, и потом это на весь мир масштабируется и зарабатываются миллионы долларов. А у меня сначала устройство надо разработать, оплатить труд конструкторов, запатентовать, произвести. И продвинуть его тяжелее, чем новое приложение».

Объехать всю Америку

Параллельно Глеб Дружинин разрабатывает устройство для очистки металла от ржавчины и окалины. Оно пригодится на судостроительных заводах, для больших водопроводных, газовых труб, нефтепроводов. «Сейчас окалину от сварки убирают тремя инструментами: фреза, болгарка и пневмомолоток. А мое устройство снимает ее в одиночку и за секунды. Это значительно снижает время на операцию и экономит ресурсы», — объяснил изобретатель.

Для разработки прототипа Глеб получил грант Фонда содействия инновациям в два миллиона рублей. Однако для запуска оборудования в производство и его кастомизации под нужды конкретных заказчиков нужны дополнительные инвестиции.

«Я пытался получить грант на дальнейшую разработку устройства в США. У меня есть экспертное заключение американских специалистов, что это потенциально интересная технология. Однако для получения гранта требовалось подтверждение рынка — письма от судостроительных заводов: готовы ли они приобретать такие устройства, за какую цену. Для их сбора требовалось объехать всю Америку, это опять же — большие средства. У меня их не было», — рассказал Глеб.

В его планах пока довести до идеала «Ледокол» и устройства для очистки металла в России. И только потом — с конкурентоспособным продуктом — претендовать на зарубежные рынки.

Мощный заряд Никиты Балашенко

Инженер Никита Балашенко пришел на производство еще студентом. Он хотел на практике применить тему своей магистерской диссертации: использовать электрическую энергию для нагрева металлических заготовок. Это тот случай, когда сухая теория может иметь большое значение на практике.

Например, в компании, где работает наш герой, изготавливают энергетическое оборудование, в том числе турбогенераторы и гидрогенераторы. При производстве деталей таких машин на вал насаживаются нагретые втулки, бандажи и другие детали в форме кольца. Для насадки их нагревают. Когда они остывают, их диаметр сокращается — получается неразъёмная конструкция. Это хорошо с точки зрения прочности, но со временем детали изнашиваются и требуют ремонта. Раньше для их разъединения существовало только два подхода: либо расколоть вал, либо срезать втулку. Но когда речь идёт о крупных, а порой и огромных электрических машинах, изготовление целого узла из-за одного отбракованного элемента выливается в копеечку.

Требовалась технология, которая позволила бы разделять две металлические конструкции и не повредить обе. У научного руководителя Никиты — Сослана Дзлиева — был разработан метод, как это можно сделать. Реализовал наработки его ученик.

«Метод позволяет настолько быстро нагревать кольцеобразные детали, что вал не успевает нагреваться, греется только втулка, — объяснил Никита Балашенко. — Разница между темперами вала и втулки нарастает, натяг становится все меньше, и втулка снимается».

Деталь нагревают с помощью транзисторного генератора с индуктором, который сделан из специального провода, намотанного на тело заготовки. Такая система генерирует высокочастотное электромагнитное поле с частотой 66 кГц. Тепло выделяется в поверхностном слое, что позволяет нагревать только втулку.

Похожий метод использовался и раньше, на менее крупных деталях. Балашенко применил его в тяжелой промышленности, при работе с крупными электрическими машинами, где размер разъединяемой конструкции в десятки раз больше.

«Пришлось придумывать, как производить нагрев в условиях недостатка мощности, — уточнил специалист. — Мощности, которые уже были у нас, ограничены. Надо было оптимизировать параметры и выстроить схему нагрева таким образом, чтобы из того, что у нас есть, получить оптимальный способ для разъёма соединения. Использовали работу установок в параллель», — говорит инженер — в 27 лет уже заместитель директора по системам автоматики и АСУ ТП в АО «Силовые машины».

От разработок до инноваций в управлении

Сегодня Никита Балашенко в том числе руководит подразделением, которое разрабатывает зарядные станции для электромобилей. Это инициатива предприятия с заделом на будущее — поставлять на рынок «зарядки» для электробусов, электромобилей и крупной электрической техники.

В конструкторском бюро молодой управленец внедрил agile-методологию, которая обычно применяется в IT-сфере.

«В классическом способе разработки сначала делается проект, потом вносятся изменения, затем проект переделывается полностью и так далее, — говорит инженер. — В нашем случае мы отслеживаем эти малейшие изменения на каждом из этапов разработки. Можем вносить правки, которые изменят конечный облик продукта, прямо в середине жизненного цикла самой разработки. Это позволяет проявлять гибкость, способствует уменьшению количества трудозатрат. Мы точнее попадаем под требования заказчика и рынка».

Agile-метод помог сократить количество совещаний, наладить самоорганизацию команды и укрепить инициативу снизу.

«Каждый участник команды с помощью специальной электронной системы, где мы планируем работу, может видеть, что делает его коллега на каждом этапе, может предостеречь от ошибки, ускорить процесс и оптимизировать ресурсы», — объяснил наш собеседник.

То есть, инициатива идёт не сверху, а снизу, от непосредственных исполнителей. Такой подход инженеру Балашенко очень импонирует.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях