«Комендантский час» для общепита в сочетании с QR-кодами рискует добить независимые бары. Губернатора просят выбрать между президентским запретом и своим собственным.
Владельцы небольших баров предложили Смольному отказаться от запрета на ночную работу или хотя бы объяснить всем, почему именно после 23:00 вирус становится особо опасным. Крупные рестораны тоже несут потери, но не торопятся выступать единым фронтом с коллегами по цеху, надеясь зайти с фланга и добиться отсрочки QR-кодов. На кону — высокий сезон предновогодних корпоративов.
Победа над «четвертой волной» пандемии коронавируса, о которой рапортовал медицинский блок Смольного, обнадежила бизнес. Как стало известно «Фонтанке», более полусотни небольших баров подписали петицию губернатору Александру Беглову с просьбой отменить «комендантский час» для общепита. Отправить ее планируется 23 ноября, сообщил «Фонтанке» представитель инициативной группы, владелец паба Docker Кирилл Майстров.
По мнению авторов обращения (есть в распоряжении «Фонтанки»), запрет на ночную работу в сочетании с QR-кодами является избыточной мерой и ставит бизнес под угрозу закрытия. «Логика проста: делаете из нас принудительно COVID-free, заставляя работать только с привитыми и недавно переболевшими, — снимайте ограничения по времени работы. Методы двойного контроля для и так пострадавшей отрасли — это двойной удар под дых», — комментирует Кирилл Майстров.
Запрет на работу общепита с 23:00 до 6:00 утра был введен в Петербурге с 8 ноября, после завершения локдауна. До этого заведения могли работать до 2:00.
В отличие от прошлого года, когда власти объяснили «комендантский час» желанием бороться с распространением вируса в «жарком танце», в этот раз разъяснений не последовало. Но они, по большому счету, и не были нужны. Запрет на проведение зрелищно-развлекательных мероприятий и оказание услуг общественного питания с 23:00 до 6 часов утра поручил ввести регионам президент Владимир Путин. О желательности такой меры следом заявил федеральный Роспотребнадзор. Впрочем, общепиту Северной столицы всё же дали послабление — по поручению губернатора Александра Беглова были внесены изменения в методичку к 121 коронавирусному постановлению, которые разрешили посетителям допить и находиться в ресторанах и барах до 24:00, если прием заказов прекратится в 23:00.
Но барам, которые ориентированы на ночную работу, такая отсрочка мало помогла. «Выручка упала на 35–40 %. А в заведениях, у которых основной поток приходит после полуночи, на 70–80 %», — рассказывает Денис Миронов, совладелец баров «Ленусь, я всё уберу!» и «Tap 22». В «лишний час» барменам остается «сидеть за закрытыми дверьми и смотреть на допивающих посетителей», отмечает он. По словам предпринимателя, мало у каких заведений есть «подушка безопасности» больше чем на полгода, так что, работая в минус, бизнес снова начинает копить долги. «При этом никто внятно не может объяснить, почему ночью надо запрещать работу баров, в чем эпидемиологический смысл», — говорит Денис Миронов.
«Сейчас под ударом те, кто работает в вечерние часы, в каких-то заведениях на 30–50 % падение, где-то на 50–70 %», — отмечает Павел Штейнлухт, совладелец ресторанов и баров Bekitzer, Terminal bar, Schengen и других. По его словам, рентабельность заведений общепита составляет от 5 до 15 %. «Когда оборот падает больше этих значений, мы уходим в минус», — комментирует предприниматель. Поскольку формально работа заведений не остановлена, арендодатели не дают скидок. Введение QR-кодов с 1 декабря может оказаться фатальным. Год назад новогодний локдаун и «комендантский час» уже оставили общепит без высокого сезона, коронавирусные ограничения не дали заработать как следует и летом. Долговая нагрузка только растет. «Предприниматели берут кредиты в надежде, что карусель остановится», — комментирует Павел Штейнлухт. Почему запрет ночной работы критически важен для борьбы с пандемией, тоже неясно. «За полтора года стало очевидно, что общепит не является волшебной палочкой и ключевым компонентом, устранив который можно увидеть кардинальные изменения [заболеваемости коронавирусом]», — комментирует он.
При этом бары готовы к переходу в ковид-фри-режим. Они вакцинировали 80 % персонала и «полностью поддерживают» решение городских властей о проверке QR-кодов, подтверждающих прививку или перенесенное заболевание COVID-19, говорится в петиции в адрес губернатора. «Мы считаем, что с переходом на новую систему контроля заболеваемости необходимость в ограничении режима работы предприятий общественного питания отсутствует, при условии нахождения на предприятии только привитого персонала и посетителей с QR-кодами», — отмечают предприниматели. Более того, возможность посещать бары после полуночи станет дополнительным стимулом привиться для молодого поколения.
Среди подписавших петицию — управляющие барами и владельцы нескольких небольших заведений. Большинство из них смогли сплотиться в прошлом году для борьбы против законопроекта о «наливайках», который поставил под угрозу закрытия заведения менее 50 кв. м.
Более крупный и поднаторевший в искусстве диалога с властями бизнес пока не торопится поддержать коллег по цеху, хотя признает, что тоже несет потери.
Запрет на работу до 2:00 был более логичным, так как отсекал ночные клубы, но позволял работать барам, говорит глава «Союза улицы Рубинштейна» Максим Жуков. По его словам, из-за «комендантского часа» выручка заведений в центре города упала на 50 %, что ставит их на грань банкротства. Такое же снижение было и во время запрета на ночную работу во вторую волну пандемии. Но петиция баров об отмене данного ограничения — не по адресу. «Решение принято президентом для всей страны», — говорит он.
Основатель Bakunin group Александр Романенко, который входит в совет по ретейлу «Деловой России», рассказал, что еще не успел ознакомиться с петицией независимых баров. Но «комендантский час» для общепита снизил выручку на 25–30 %, хотя до разрешения закончить трапезу к полуночи потери были еще больше.
«Инициатива хорошая, но её адресат указан неверно. Ограничительная мера вводилась на федеральном уровне. Видимо, там же и необходимо просить об отмене», — соглашается глава объединения «Рестоград» Александр Ружинский. По его словам, рестораны больше беспокоит предстоящее через неделю введение QR-кодов. «По нашим оценкам, это отразится на всей отрасли и приведет к падению выручки на 50 %», — комментирует он. Для доходов от новогодних корпоративов эти ограничения не менее фатальны, чем запрет на ночные гулянья. Но здесь больше шансов смягчить сердце городских чиновников. «Сейчас мы ведём консультации с правительством города именно по этой мере ограничений. Мы искренне надеемся на то, что исполнительные органы государственной власти продолжат курс на введение повсеместной вакцинации, и это позволит нам встретить новогодние праздники так, как мы привыкли это делать в «доковидные» времена», — заключил Александр Ружинский.
В комитете по промышленной политике на вопрос о возможности смягчения ограничений для общепита не ответили.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»