Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Ну вот так мы округляем. «Подорожник» побили Единой картой петербуржца

Ну вот так мы округляем. «Подорожник» побили Единой картой петербуржца

62 965

Смольный рассказал, сколько будет стоить проезд на общественном транспорте в 2022 году. Наивные предложения, связанные с наивными же представлениями об инфляции, не выдержали арифметики чиновников.

Тарифы согласовали на рабочем совещании правительства 22 ноября. Сообщили об этом вечером, оформив релиз в лучших традициях: «Жители Зеленогорска, Ломоносова и других пригородных районов будут меньше платить за поездки на большие расстояния», — гласил заголовок. Где-то в середине упоминали, что разовый тариф составит 60 и 65 рублей соответственно в наземном транспорте и в метро, да и «Подорожник» растет явно быстрее озвученных ранее темпов.

В прошлый раз о тарифах публично говорили еще в конце лета, когда комитет по транспорту направил свои предложения финансовому блоку. В среднем цены на проезд должны были вырасти на 4 % — целевой показатель по инфляции. Причем медленнее всего в этой концепции дорожали как раз жетоны и талоны, то есть разовые поездки: с нынешних 55 и 60 рублей (наземный и метро) до 57 и 62 рублей, примерно на 3,5 %. Это резко контрастировало с повышением цен годом ранее сразу на 10 %. Зато более стремительно в летних выкладках увеличивалась стоимость поездки по единому электронному билету (с 41 до 43 рублей, или на 4,9 %, под землей, с 36 до 38 рублей, или на 5,6 %, — по земле). Всё это более или менее повторяло трехлетний тарифный график, который комитет прикинул еще в 2020 году.

Инфляция осенью разогналась до 6,3 % с начала года и перевалила за 8 % в годовом выражении — а одновременно облетели и августовские иллюзии. В октябре комтранс направил уже совсем другие цифры. Изначально казалось странным, что гостевой тариф может измеряться не круглыми величинами, но то, как его «округлили», удивило. В конечном итоге талоны и жетоны снова подскочили на 5 рублей, то есть рост составил порядка 8–9 %. Идея комитета по транспорту не меняется: доля таких поездок снижается (сейчас 14,5 %, включая тех, кто с банковскими картами), пользуются ими в основном гости и туристы, им и платить по цене, приближенной к экономически обоснованной. Напомним, для наиболее «спонтанных» пассажиров — без билета длительного пользования и без банковской карты Смольный строит систему по продаже билетов с QR-кодами за наличные.

Сопоставимыми темпами ускорили «Подорожник»: цена поездки по единому электронному билету вырастает на 4 рубля — до 45 рублей в метро и до 40 — в автобусе и троллейбусе, то есть на 10–11 %. Некоторой компенсацией должно стать введение анонсированного ранее тарифа для тех, кто пересаживается на земле в течение часа: первая поездка — те же 40 рублей, вторая — 10; если вы такая лягушка-путешественница, что успеваете еще несколько раз сменить транспорт, не выходя за пределы 60 минут, то это уже бесплатно.

Это, собственно, та часть, которую сдвинули в пресс-релизе Смольного пониже. Вверх вынесли позитив — и вот он: цены снижаются (когда такое было?) в метро при оплате через любимое детище администрации — Единую карту петербуржца. Причем заметно: на 4 рубля (до 35 рублей) при оплате в турникете и на 2 рубля — при использовании мобильного устройства. Поневоле напрашивается сравнение со стимулированием к вакцинации: оформляйте ЕКП (QR-код о прививке) и пользуйтесь привилегиями. Тариф для банковской карты с платежной системой «МИР» составит 44 и 41 рубль соответственно.

1 из 3


Если где-то и ориентируются на старую добрую 4-процентную инфляцию, то это месячные билеты: автобусный (1 815 рублей в 2022 году), комбинированный на наземный транспорт (2 282 рубля), единый на все виды транспорта (3 385 рублей), именной единый для учащихся (598 рублей) и студентов (1 205 рублей). В диапазоне 4 % растут цены по суточным билетам — 249, 478 и 847 рублей соответственно на одни сутки, на трое и на пять.

По данным «Фонтанки», билет на полтора часа в предложении комтранса дорожал на 7,1 % — до 75 рублей. Но в итоге было решено выйти на 3-процентный рост — 72 рубля.

Пресловутые поездки по пригородным маршрутам (Зеленогорск, Петродворец, Ломоносов), где действовал участковый и километровый тариф, действительно переводят на общегородской (60 рублей — разовая поездка, 40 рублей — по «Подорожнику»). Так что их пассажиры и впрямь выгадают прилично, больше всех — на автобусах №№ 211 («Черная речка» — Зеленогорск), 200, 201, 210, 215 и 216.

Главная тенденция: рост льготности для систем «МИР» и ЕКП (в пределе до 52 %) и снижение — для оплаты по «Подорожнику». Дело, насколько можно судить, не только в цифровых приоритетах чиновников, но и в структуре поездок: на ЕКП и МИР приходятся считаные проценты, здесь много не заработаешь. А «Подорожник» — это почти каждая вторая транзакция. В расчетах комтранса, повышение стоимости по единому электронному билету на каждый рубль приносит предприятиям транспортной отрасли дополнительный доход в полмиллиарда рублей.

Если же сравнить летние предложения по «Подорожнику» (38 и 43 рубля) с утвержденными (40 и 45 рублей), то рост выручки выглядит так: для метрополитена она увеличивается с 14,43 млрд до 15,10 млрд, для «Пассажиравтотранса» — с 3,17 до 3,34 млрд, для «Горэлектротранса» — с 3,16 млрд до 3,33 млрд. Общая разница — миллиард (с 20,7 млрд до 21,8 млрд). Кто от такого откажется, особенно когда пандемия отъела от пассажиропотока десятки процентов и полного восстановления не видно.

Николай Кудин,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
68
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях