Даниил Дибижев, председатель Антикризисной коллегии адвокатов Санкт-Петербурга объяснил, почему считает необходимым изменить сроки привлечения к субсидиарной ответственности после завершения процедуры банкротства компании.
Для большинства дел о банкротстве характерна ситуация, когда дело о банкротстве завершилось, активы так и не были найдены, а задолженность перед кредиторами, соответственно, осталась не погашена.
Однако даже после завершения процедуры контролировавшим должника лицам расслабляться не стоит: их могут привлечь к субсидиарной ответственности вне рамок дела о банкротстве. На это у кредиторов есть еще три года.
При этом, есть два блока обстоятельств, которые являются основаниями для такого привлечения: те, о которых участники дела о банкротстве узнали из самого дела о банкротстве, а также те, о которых стороны узнают уже после его завершения.
Бывает, что сведения действительно появляются уже после того, как процедура завершена, а организация исключена из ЕГРЮЛ. В таком случае они становятся «новыми обстоятельствами», на основании которых можно заявить требование уже после завершения дела о банкротстве. По таким «новым» обстоятельствам и действует установленный трехгодичный срок исковой давности после завершения процедуры.
Однако большая часть сведений, являющихся основаниями для привлечения к субсидиарной ответственности, становится известна всем кредиторам в относительно скором времени: суд принимает заявление, потом вводит наблюдение, а еще через полгода проходит первое собрание кредиторов и должника признают банкротом. Именно к первому собранию временный управляющий представляет кредиторам большую часть информации, которую ему удалось собрать — и как правило, это и есть вся известная информация в рамках процедуры банкротства. Есть несколько исключений: что-то может обнаружить конкурсный управляющий в ходе дальнейшего анализа, что-то кредиторы узнают в ходе рассмотрения требований друг друга. Но в большинстве случае все ключевые сведения становятся известны уже в течение первых месяцев после введения конкурса.
По таким «известным» обстоятельствам кредиторы могут подать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности также в течение трех лет и срок при этом также начинает течь с момента, когда лицо узнало, или должно было о них узнать — то есть, по истечение пары месяцев с момента введения конкурса.
Именно здесь я хотел бы обратить внимание на статистику. По данным Интерфакс, на 2020 года средний срок процедуры банкротства составляет 842 дня (то есть 2 года и 3 месяца) и имеет тенденцию к увеличению.
Надо учитывать, что большинство процедур, формирующих данную статистику, являются «бесконфликтными», то есть направленными на ликвидацию уже практически недействующих компаний (с одним-двумя кредиторами в лучшем случае). Срок таких процедур обычно — полгода-год, причем заявление о привлечении к субсидиарной ответственности если и подается, то исключительно в формальных целях.
А если процедура «сложная», то она может длиться больше четырех лет, по истечению которых подавать заявление о привлечении к субсидиарной ответственности по основаниям, которые стали известны из финанализа, уже будет бессмысленно. Но кредиторы все эти четыре года могут находиться в неведении относительно перспектив удовлетворения своих требований, так как видят завышенные балансы активов должника или с ними, например, все четыре года ведутся переговоры о мирном урегулировании задолженности.
Отдельно хотел бы обратить внимание, что даже в законопроекте о реформировании института банкротства, который сейчас находится уже на первом чтении, нет каких-либо положений, которые расширяли бы возможности кредиторов этой области.
В этой связи я думаю, что было бы правильным для соблюдения баланса интересов установить дополнительный срок на подачу заявления о привлечении к субсидиарной ответственности после завершения процедуры банкротства в течение года (вне зависимости от наступления момента осведомленности кредитора).
Отдельно хотел бы дать пару советов.
Для бенефициаров: тщательно анализируйте те документы, которые направляете в адрес контрагентов и арбитражных управляющих; как можно быстрее направьте в адрес управляющего необходимые документы, чтобы сроки исковой давности начали своё течение.
Для кредиторов: рассмотрите возможность заявить о привлечении к субсидиарной ответственности даже в том случае, если на данный момент с вами ведутся переговоры о мирном урегулировании (например, с целью улучшения переговорной позиции); старайтесь изыскать новые доказательства, которые свидетельствовали бы о неправомерных действиях контролирующих лиц.
Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.