Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Крышку гроба прикрутили саморезами насквозь». Как в Петербурге готовили к похоронам подполковника-«афганца»

«Крышку гроба прикрутили саморезами насквозь». Как в Петербурге готовили к похоронам подполковника-«афганца»

53 407

Похороны в Петербурге — дело не из дешёвых, хоть иное и декларируют чиновники. А порой и вовсе напоминают базар, правда, с очень непредсказуемыми правилами.

Например, таким: на сколько наторгуешь, если хватит эмоциональных сил, то и получишь. По крайней мере так произошло у Юлии, чей отец, подполковник, прошедший войну в Афганистане, скончался в кронштадтской больнице. На похоронах девушке пришлось искать шуруповёрт.

В конце октября у Юлии умер отец. Военный пенсионер подполковник Алексей Васильевич Р., прошедший войну в Афганистане, страдал от онкологического заболевания. 22 октября по скорой он попал в больницу Святого Праведного Иоанна Кронштадтского, после операции — реанимация, там через пять дней после госпитализации он и скончался.

1 ноября Юлия приехала в больницу, чтобы договориться о похоронах. На проходной больничного морга ей указали маршрут: второй этаж, до конца коридора и налево. На указанном кабинете, вспоминает Юлия, таблички не было, но висела бумага «Приём вещей с 11 часов».

В кабинете Юлию встретил мужчина лет 40, плотного телосложения. Пока он рассматривал документы, она заметила на стене объявления. По воспоминаниям Юлии, в них сообщалось следующее: «Подготовка тела к захоронению в закрытом гробу — 8 тысяч рублей, подготовка тела с умыванием и переодеванием — 13 тысяч рублей». На столе у мужчины лежала печать компании «Мемориал». «Я так поняла, что меня направили к сотруднику этой организации. Он спросил меня, собираюсь ли я оплачивать услуги по подготовке тела к захоронению, на что я ответила, что хочу лишь дополнительно заплатить за то, чтобы гроб с телом донесли до катафалка. Он что-то подсчитал на калькуляторе и озвучил мне сумму 27 тысяч и ещё тысяча рублей за то, что я попросила, — перенос гроба до машины», — говорит Юлия. Сумма, названная агентом в морге, показалась ей неимоверно высокой, да и возможностей столько заплатить у неё не было. Юлия — мать-одиночка, из ближайших родственников у неё только овдовевшая мать, но она не работает. Когда Юлия начала возмущаться, сотрудник «Мемориала», по её словам, пошёл на попятную: «Я ж вас просто спросил». А затем добавил, что никаких бесплатных услуг в морге не оказывают.

«Потом он сказал, что если мы будем отпевать умершего в церкви, то его нужно бальзамировать и сделать грим, иначе в церкви нам откажут. Но я стояла на своём и сказала, что гроб, если мы и соберемся прощаться с покойным, мы просто приоткроем. На всякий случай даже предупредила, чтобы сам гроб не заколачивали, там в конструкции есть специальные запирающие элементы, которые, если нужно, легко открыть», — вспоминает женщина. В итоге в морге она заплатила 13 тысяч рублей и ещё тысячу за то, чтобы гроб донесли до катафалка. Как вспоминает Юлия, её поразило, что в чеке был указан кассир — некая Анна Орлова. Кроме того, вместе с квитанцией, которую, по её словам, сначала не очень-то хотели выдавать, ей предложили подписать договор, датированный следующим днём, а вместе с ним акт приёмки выполненных работ. «На мои вопросы, почему так, мужчина мне сказал, что так нужно, раз я вношу 100 процентов предоплаты. Я была вынуждена подписать договор и акт, мне было очень плохо, слёзы уже застилали глаза».

Хоронили Алексея Васильевича на следующий день в Ленинградской области. Юлия и её родственники встретились в храме. Когда они подошли к установленному на постаменте в церкви гробу, то увидели, что его крышка прикручена саморезами к основанию, один из них и вовсе прошёл насквозь через крышку, а сам гроб местами потрескался от такого вмешательства. «Священник, конечно, сказал, что ничего, можно и так отпеть, но настроение у нас было удручающее. Маме стало плохо. Шуруповёрт нашли только, когда уже доехали до кладбища. Посмотрели на защёлки — они были целы, к ним никто не прикоснулся».

Спустя неделю после похорон Юлия написала жалобу губернатору Санкт-Петербурга. «Ритуальная компания воспользовалась горем», — утверждает она, требуя принятия мер. Собеседник «Фонтанки» на ритуальном рынке убежден, что вряд ли таковые последуют, ведь женщина подписала все документы, хоть и на день раньше: «Это такая юридическая страховка у этой компании».

Компания «Мемориал» работает в морге кронштадтской больницы с 2012 года. Владельцы фирмы — Игорь Лобас и Анна Орлова (она как раз и была указана в чеке, который выдали Юлии). Игорь Лобас — неслучайный для ритуального бизнеса человек. Судя по данным системы «Контур Фокус», он также был совладельцем охранной организации «Карелия». В разные годы фирма оказывала услуги по охране главного городского бюро судебно-медицинской экспертизы на Екатерининском проспекте, 10. Юридический адрес «Мемориала» и «Карелии» — в одном доме, на улице Дегтярёва, 4А. Судя по Google-панорамам, это скромное двух-трёхэтажное здание. Небольшая площадь не помешала порядка 300 организациям зарегистрировать свои компании именно в нём. По телефону, указанному при регистрации юрлица, «Фонтанка» до «Мемориала» дозвониться не смогла.

Проблема ценообразования в кронштадтском морге волнует горожан последние несколько лет. Ирина Л. описала свою историю в паблике «Подслушано Кронштадт»: её бабушка умерла в 40-й больнице в Курортном районе, но там не было морга, поэтому воспользовались кронштадтским.

«Подготовка тела стоила бы там 25 тысяч рублей, но мы оплатили счет в 40-й больнице в платных услугах. И там нам посчитали всё то же самое, но всего 5 тысяч рублей … Прошло одиннадцать месяцев, у нас умер дедушка, но умер он дома, его увезли в кронштадтский морг. Предъявили нам счет в 27 тысяч». По словам Ирины, она вновь решила оплатить счета не в самом морге, а в 40-й больнице, и снова вышло гораздо дешевле — около 4 тысяч рублей. Правда, такой расклад не понравился сотрудникам морга, те потребовали доплатить. «Мы потребовали прейскурант, чтобы разобраться, сфотографировали его. Как я ни пыталась потом выйти на сумму 27 тысяч по их же прейскуранту, у меня ничего не получилось. Весь этот скандал закончился тем, что они позвонили какому-то Игорю и он распорядился принять квитанцию. Напоследок они объявили, что мы получим тело в таком виде, на сколько оплатили». «Фонтанке» Ирина сообщила, что писала об этом в прокуратуру, но получила, по её словам, отписки.

В администрации больницы Святого Праведного Иоанна Кронштадтского «Фонтанке» рассказали, что компания «Мемориал» предоставляет ритуальные услуги гражданам на основании договора аренды уже почти 10 лет (кстати, аналогичным кейсом, касающимся безальтернативной аренды, но связанным с другим моргом, несколько лет назад интересовалось УФАС). Сама же больница предоставляет лишь медицинские услуги населению, но готова консультировать родственников по поводу оформления документов и всячески иначе содействовать в решении вопросов, связанных с подготовкой к похоронам. На вопрос «Фонтанки», считают ли в больнице способ прикручивания крышки гроба саморезами адекватным, в администрации ответить затруднились, но сообщили, что направили запрос в «Мемориал» по поводу качества оказываемых услуг.

Что же касается ценника, то в больнице заверили, что он определяется компанией на основе рекомендованных правительством цен.

Это утверждение несколько лукаво, считает директор ритуального агентства «Петергоф» Александр Андреев. «В постановлении правительства указаны рекомендованные цены, поэтому по факту коммерческая структура берёт с людей столько, сколько хочет. Самые высокие ценники как раз в Кронштадте и в больнице на улице Вавиловых. При этом часто с людей берут разные суммы за одну и ту же услугу или за услуги, которые почти ничего не стоят. В Кронштадте могут взять 11 тысяч за закрытый гроб при отсутствии каких-либо процедур». По словам Андреева, он и его клиенты несколько раз сталкивались со сложностями в коммуникациях с сотрудниками морга Кронштадта: «Однажды нам и вовсе пришлось вызывать полицию: мы хотели забрать тело без каких-либо услуг и получить эти услуги в другом месте, но нам не хотели его отдавать. Звучит как абсурд, но частные компании, которые арендуют таким образом места в моргах и пользуются услугами по сути сотрудников этих моргов, — это такое царство в государстве».

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
42
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях