Единые правила оформления появились слишком поздно, а лишних денег на елки и гирлянды у предпринимателей нет. Тем более что упрощать правила согласований для тех, кто им следует, чиновники пока не готовы.
Петербургский бизнес начал украшать витрины и фасады к Новому году. Но, как заметила «Фонтанка», далеко не все они соответствуют требованиям городского брендбука — свода правил по праздничному оформлению, который месяц назад опубликовало городское правительство. Документ не избавил бизнес от длительной процедуры согласований, которая из года в год портит предпринимателям подготовку к празднику. Чиновники предлагают набраться терпения.
Единый подход к украшению городских улиц власти Северной столицы начали готовить еще весной, но опубликовали документ только 1 ноября. Было решено продолжить тематику гофмановской сказки «Щелкунчик», которая используется при оформлении городской ярмарки, а также объединить символизм европейского Рождества и имперского стиля петровского периода. Бизнесу предложили логотип в шести цветах и трех маскотов — Щелкунчика, Петра Первого и Деда Мороза.
Среди общих рекомендаций — использовать гирлянды теплого и холодного белого свечения. А вот яркие цвета из палитры RGB (красный, зеленый, синий. — Прим. ред.), синяя подсветка и чрезмерное использование динамических эффектов недопустимы. Авторы брендбука приветствуют хвойные растения (лучше живые), игрушки красного, золотого, серебряного цветов. Можно использовать декоративные фигуры в виде персонажей сказок (предпочтение зимним), а также конфеты, шишки, банты.
Но пока единообразия на улицах города не заметно. Так, универмаг «Большой Гостиный двор» засиял привычной подсветкой в синих тонах. ТК «Невский центр» оформил свои витрины в стиле русского авангарда, предложив посетителям искать аллюзии на знаменитые супрематические работы Казимира Малевича и его последователей. Палитра также тяготеет к синим оттенкам, причем используется и неоновое освещение. Но в управляющей компании уверяют, что фасады и входные группы, впишутся в общегородской стиль. «Все украшения согласованы с городом и соответствуют опубликованному брендбуку», — сообщила «Фонтанке» Дарья Ветрова, генеральный директор ТК «Невский Центр».
Сеть кафе «Счастье» не стала отказываться от традиционных лампочек ярко-розового, зеленого, синего и желтого цветов. Ресторан Must на Большом проспекте Петроградской стороны прикрепил к фасаду ели — красного цвета.
Вписываются в брендбук украшения ресторана «Русская рыбалка». В них больше преобладает красный цвет, зато используется ретростиль и даже игрушечный «Щелкунчик». Но в компании утверждают, что идею придумали сами и с документом Смольного совпали случайно. «Уже в сентябре мы знаем, как будут выглядеть новогодние украшения наших ресторанов, так как если не успеть заказать некоторые элементы декора, то они приходят уже в январе. Так что мы бы и не успели воспользоваться брендбуком, разработанным городом», — рассказал совладелец группы «Русская рыбалка» Михаил Фейгельман (рестораны «Русская рыбалка», «Карл и Фридрих», «Альпенхаус»).
«Брендбук подзадержался», — говорит глава объединения «Рестоград» Александр Ружинский. По его словам, рестораны все равно будут украшать свои заведения, чтобы привлечь посетителей. Но закупать украшения нужно заранее, поскольку премия поставщиков за короткие сроки высока. «А у рестораторов не так много денег, чтобы эту премию платить», — подчеркивает он.
«Долго ждали разъяснений и информации от города», — подтверждает совладелец сети «Теремок» Виталий Свидовский. По его словам, компания участвовала в обсуждениях брендбука в рамках экспертного совета и успела сделать заказ заранее, а когда документ был официально опубликован, смогла его подтвердить. Но сразу обновить украшения всей сети нереально. «Мы выбрали центральные «Теремки», на рождественской ярмарке тоже все полностью будет украшено в стиле города», — отмечает он.
Часть предпринимателей и вовсе узнала о существовании брендбука от корреспондента «Фонтанки». Документ был опубликован в разгар ноябрьского локдауна, когда торговые центры были больше озабочены отношениями с арендаторами и грядущим введением QR-кодов, чем новогодним декорированием, рассказал директор ТРК «Галерея» Дмитрий Зубков. Но в любом случае украшения для ТРК такого масштаба стоят 300–600 тысяч евро. При потерях выручки в 30–40% найти такие деньги непросто. «Так что это брендбук надо приводить в соответствие с нашей концепцией, а не наоборот», — заявил топ-менеджер. В каком-то смысле так и случилось. Торговый центр использовал украшения, которые заказал еще два года назад. Но они в целом соответствуют требованиям брендбука.
«Опубликовали брендбук? Я не знал», — признался совладелец пиццерии «22 сантиметра» и стейк-хауса Red. Steak & Wine Эльдар Кабиров. По его словам, его рестораны уже заказали украшения. «Настроения новогоднего хочется все равно», — говорит предприниматель. Впрочем, ничего «экстраординарного» компания делать не будет — из-за сложностей с согласованием.
«Максидом» планировал обновление праздничного оформления. «Но задержки поставок привели к тому, что возможности провести полномасштабный редизайн в этом году просто нет», — сказали в компании. Ретейлер обещает поставить ёлки у гипермаркетов на Гражданском и Московском проспектах.
Петербургские чиновники поспешили заверить: они и не ждали, что бизнес подчинится требованиям городского брендбука уже в этом году. «С каждым годом все больше и больше, и через какое-то время все будет в едином стиле», — пояснил вице-губернатор Борис Пиотровский. По словам участников рынка, главная проблема в том, что брендбук, по сути, является пожеланием, но не нормативным документом: никаких санкций за несоответствие не предусмотрено, но и поощрений тоже.
Изначально же идея была более революционной. Бизнес ждал документ с нетерпением, рассчитывая, что он позволит использовать в Петербурге московский подход к украшению города. В столице предпринимателям не нужно получать никаких согласований, если их украшения соответствуют городскому брендбуку, но те, кто грубо нарушит стилистику, рискуют получить штрафы. В Петербурге бизнес может украшать витрины и интерьер по своему усмотрению, а вот чтобы повесить гирлянды на фасад или разместить елки перед входом, приходится проходить сложную и долгую процедуру согласований. Поставить украшения нередко просят администрации районов. Но нет никакой гарантии, что их не демонтирует ККИ, а КГА и КГИОП не выпишут штрафы за нарушение облика. В итоге часть предпринимателей в такой ситуации вовсе отказываются декорировать что-то, помимо витрин, часть все же решается наряжать заведения, рассчитывая на адекватность чиновников.
Власти Петербурга рассматривают упрощение порядка согласования новогодних украшений для бизнеса, который будет следовать рекомендациям городского брендбука, подтвердил глава комитета по печати Владимир Рябовол. Возможно, процедуру удастся и вовсе отменить, сказал он. Но вопрос о том, когда именно это случится, чиновник переадресовал в комитет по градостроительству и архитектуре. Там на момент публикации на запрос «Фонтанки» не ответили.
«Идея применить московский опыт обсуждается несколько лет, — говорит Александр Ружинский. — В этом году логичное для города решение не принято в связи с тем, что в КГА произошли кадровые изменения и не удалось получить согласования всех участников процесса». Впрочем, участники рынка не теряют надежды, что КГА все же объявит об упрощенном порядке выдачи разрешений, как делало это, к примеру, в 2019 году.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»