Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Особое мнение COVID-19 Всё о QR-коде в Петербурге и стране мнение Вакцинация и средства защиты, а не дефектный «закон о QR-кодах»

Вакцинация и средства защиты, а не дефектный «закон о QR-кодах»

79 723

8 декабря петербургское Заксобрание будет обсуждать проект федерального закона о допуске во многие публичные места только с QR-кодом (подтверждающим вакцинацию или перенесенное заболевание ковидом) или с официальным медотводом от вакцинации.

Законопроект ограничивает доступ на массовые мероприятия, объекты культуры, общепита и торговли и дает губернаторам регионов право по своему усмотрению расширять перечень мест ограниченного доступа.

Скажу сразу: буду голосовать против проекта — ввиду его неустранимых недостатков.

Конечно, дискуссия ожидается бурной — уже высказаны противоположные точки зрения на этот законопроект.

К тому же депутатов забросали сотнями писем от граждан, протестующих и против вакцинации, и против расширения использования QR-кодов.

Не могу, впрочем, не заметить, что большинство таких обращений почти одинаковы и изобилуют абсолютно, на мой взгляд, неприемлемыми сравнениями происходящего с «нацизмом» и «холокостом» (то есть перспектива не попасть в магазин или в кафе всерьез сравнивается с перспективой попасть в концлагерь или газовую камеру).

При этом никто из пишущих сейчас громкие обращения (судя по анализу писем ко мне как к депутату ЗакСа за последние 10 лет) ранее не проявлял ни малейшего беспокойства по поводу нарушения конституционных прав на свободу слова, свободу собраний, свободные выборы и свободу выражения мнений. Не протестовал против законов об «иностранных агентах» и «нежелательных организациях», против необъявленной войны с Украиной и участия в войне в Сирии. И ничуть не был обеспокоен ни ростом политических репрессий и числа политических заключенных, ни закрытием независимых СМИ...

Тем не менее опасения, которые вызывает у людей этот законопроект, вполне резонны — он действительно ограничивает целый ряд прав и свобод граждан.

Допустимо ли такое ограничение в принципе?

Для обеспечения права на жизнь и здоровье — допустимо, и об этом прямо говорится в Конституции. И те, кто хвалится нежеланием вакцинироваться, должны понимать, что рискуют не только собой.

Однако вводить ограничения можно только тогда, когда все меры, не требующие их введения, приняты, но не дали результата. А это, очевидно, не так.

В первую очередь необходимо ускорение массовой и добровольной вакцинации, уменьшающей число заболевающих и в подавляющем числе случаев снижающей тяжесть заболевания. Для справки: сам я год назад переболел ковидом, а через полгода вакцинировался.

Необходимо максимально облегчить для граждан возможность прохождения вакцинации и увеличить число мест, где это можно сделать.

Нужно и бесплатное проведение для граждан анализов на наличие антител, и материальное стимулирование привившихся (в будущем экономящих деньги на свое лечение), нужен допуск в Россию иностранных вакцин от ковида (чтобы у граждан был выбор) и отказ от дискриминации тех, кто привит иностранными вакцинами по сравнению с теми, кто привит российскими вакцинами.

Нужно кардинально изменить отношение к использованию индивидуальных средств защиты (маски и респираторы) в общественном транспорте, магазинах, предприятиях общественного питания и т. д. Необходимо на деле контролировать соблюдение масочного режима и изменять безразличное отношение к его нарушителям.

Однако вместо всего этого мы видим только стремление просто ввести новые запреты и ограничения — через систему QR-кодов. И полное нежелание властей признать причины, по которым граждане с недоверием относятся к вакцинации, ведь главная из этих причин — недоверие к самой власти.

Вспомним, с чего всё начиналось: сперва устроили бешеную гонку с Западом, стремясь первыми объявить о создании вакцины. А потом всю мощь пропагандистской машины направили на дискредитацию иностранных вакцин, забыв простой факт: отечественный потребитель в массе своей уверен, что лучшие лекарства и товары — импортные (недаром начальство и кто побогаче лечатся за границей, и одето начальство вовсе не в продукцию российского пошива, а уж про автомашины и говорить не стоит). И если гражданам долго и упорно объяснять, как плохи иностранные вакцины, они с ужасом будут думать: каковы же тогда отечественные? Кстати, демонстрации «антиваксеров» на Западе показываются российскими пропагандистскими каналами с неприкрытым сочувствием — вызывая явный когнитивный диссонанс...

Что касается ограничения доступа в публичные места, то, конечно, те, кто переболел или привился, более безопасны для окружающих, чем те, кто не болел или не сделал прививку. Но и они могут заболеть и быть переносчиками вируса, хотя вероятность этого на порядок меньше, чем для тех, кто не вакцинирован.

Однако предоставление только им права посещать публичные места вызовет серьезные (и неустранимые) нарушения прав многих других граждан.

Например, тех, кто не зарегистрирован на сайте государственных услуг и не может получить QR-код.

И тех, кто переболел ковидом, не вызывая врача, без справки и эпидномера — получил положительный тест ПЦР и лечился дома, до тех пор, пока не получил отрицательный тест. Таких людей много, и они, как и «переболевшие со справкой», менее опасны, чем другие, но ничем не могут это подтвердить. И будут неминуемо и неоправданно ограничены в своих правах.

О том, насколько человек безопасен для окружающих, мог бы сказать количественный анализ специфических антител. Но антитела пока не признаны «маркером безопасности», а включение этих анализов в бюджет фонда обязательного медицинского страхования не планируется.

Наконец, одна из главных проблем использования QR-кодов — предлагаемый допуск только по ним в общественный транспорт, который и так-то является одним из главных источников заражения. В 2017 году в Петербурге решили ввести «в порядке эксперимента» на четырех станциях метро входной контроль, аналогичный тому, что применяется в аэропортах. И эти станции оказались просто парализованными, после чего «эксперимент» прекратили. Сейчас, если начать проверять QR-коды при входе в метро, автобусы, троллейбусы — произойдет то же самое. К тому же в очередях на эту проверку возникнет значительная опасность заражения.

И еще один важнейший момент: предоставление губернаторам права (с принятием решений в непубличном режиме) неограниченно расширять перечень мест, куда доступ ограничен, с полным отстранением от этого процесса представительных органов власти (в том числе петербургского ЗакСа) неминуемо приведет к ошибочным и плохо исправляемым решениям.

Резюмирую: принятие внесенного российским правительством законопроекта о QR-кодах может в некоторой степени улучшить эпидемическую ситуацию, но неизбежно приведет к нарушению прав многих категорий людей. А если существующее отношение к соблюдению масочного режима не изменится, то вся «QR-кампания» просто превратится в профанацию и никакого эффекта вообще не будет.

Согласны с автором?

Да
Нет

ПО ТЕМЕ
Мнение автора может не совпадать с мнением редакции
Станьте автором колонки
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
152
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях