Меньше месяца осталось до начала работы регионального оператора Петербурга по обращению с отходами. «Фонтанка» задала компании самые важные вопросы.
Правительство Петербурга вчерне утвердило тарифы на услуги регионального оператора, который с января возьмет под контроль весь коммунальный мусор города. Реформу ждали несколько лет, дальше откладывать не позволяет закон. «Невский экологический оператор» все еще пробивается через антимонопольные преграды, но уже рассказал «Фонтанке», как он собирается не дать городу зарасти мусором.
Тариф и договор
Что включено в тариф регоператора? Как будет рассчитываться платеж?
В единый тариф регионального оператора включаются его затраты на сбор, транспортировку, обработку и захоронение ТКО. Расчет платежа за услугу происходит по единому тарифу и зависит от объема оказанной услуги.
Предусмотрено два способа расчета объема услуг для юридических лиц, ИП и физических лиц в нежилых помещениях: по объему контейнеров, вывезенных за месяц (в случае наличия индивидуальной контейнерной площадки); по нормативам накопления твердых коммунальных отходов (ТКО), установленным комитетом по тарифам Петербурга. Для частных лиц применяется расчет накопления ТКО, установленный для многоквартирных или индивидуальных жилых домов.
Будет ли это отдельная квитанция или услугу включат в единый платежный документ ВЦКП или ПЭС?
Для удобства жителей, заключающих прямые договоры, региональный оператор планирует воспользоваться услугами расчетного центра. Он будет определен по итогам проведения закупочной процедуры, как этого требует законодательство. Плата за коммунальную услугу по обращению с ТКО может быть включена в единый платежный документ.
Договор с регоператором заключают управляющие организации. Где можно ознакомиться с типовой формой?
Договор будет заключаться с учетом положений типового договора на оказание услуг по обращению с ТКО, утвержденного постановлением правительства РФ №1156 от 12.11.2016. С типовым договором также можно ознакомиться на сайте регионального оператора. По общему правилу договор заключается с управляющей компанией, ТСЖ, ЖСК, ЖК или иным кооперативом и региональным оператором.
При этом, если имеются основания, установленные ч. 1. и ч. 9 ст. 157.2 ЖК РФ (принято решение общим собранием собственников о переходе на прямые договоры, выбрана непосредственная форма управления многоквартирным домом, форма управления выбрана, но не реализована, договор с региональным оператором не заключен УК, ТСЖ, ЖСК), со всеми собственниками и пользователями жилых помещений многоквартирного дома будет заключен так называемый прямой договор. В этом случае договорные отношения начинаются с даты начала оказания услуг региональным оператором, то есть с 1 января 2022 года. Обязательного заключения прямого договора в письменной форме не требуется, условия договора определяются в соответствии с законодательством РФ.
Как будет проходить заключение договоров в поселках с ИЖС?
Для заключения прямого договора с жителями не требуется обязательная письменная форма. Договор считается заключенным, поскольку, согласно п. 5 ч. 2 статьи 153 ЖК РФ, у собственника обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг возникает с момента возникновения права собственности на такое помещения. А так как потребитель не вправе осуществлять обращение с ТКО самостоятельно или привлекать иных лиц, помимо регионального оператора, и ТКО накапливается потребителем, то вывоз ТКО осуществляется региональным оператором или перевозчиком, действующим по договору с ним.
Такой механизм определен положениями действующего законодательства (в том числе правилами предоставления коммунальных услуг собственникам, пользователям жилых помещений в многоквартирных домах). По инициативе потребителя может быть заключен письменный договор. Владельцы жилых домов будут получать квитанции на оплату коммунальной услуги. Стоимость будет рассчитываться умножением норматива накопления ТКО для индивидуального домовладения на единый тариф.
До какого срока должны быть заключены договоры? Что будет, если управляющая организация или собственник частного дома не заключит договор с регоператором?
Договорная компания начинается с даты утверждения единого тарифа и публикации региональным оператором предложения о заключении договора в печатных средствах массовой информации, использующихся для официального опубликования нормативно-правовых актов. В течение 15 рабочих дней после этого УК, ТСЖ, ЖСК, ЖК и иные потребительские кооперативы должны обратиться с заявкой на заключение договора. При этом оказание услуг региональным оператором начинается с 01.01.2022, даже если договор еще находится в процессе подписания сторонами.
Если УО, ТСЖ, ЖСК не обратятся с заявкой на заключение договора к региональному оператору, то региональный оператор заключает прямые договоры с собственниками, пользователями жилых помещений в МКД.
Исключением является оказание услуг владельцам индивидуальных жилых домов и собственникам, пользователям жилых помещений в МКД, заключившим прямые договоры с региональным оператором, для которых заключение договора в письменной форме не является обязательным.
Имеет ли право управляющая организация или собственник частного дома заключить договор на вывоз отходов с другой организацией?
Суть проводимой реформы, в том числе, заключается в наличии полной ответственности регионального оператора за оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО, начиная с погрузки ТКО в мусоровоз. Исходя из этого, с 1 января 2022 года оказывать услугу по обращению с ТКО на территории Петербурга вправе только региональный оператор. Заключать договоры по обращению с ТКО с иными лицами потребитель не сможет, а ранее заключенные договоры в отношении ТКО потеряют силу с Нового года.
Площадки и контейнеры
Входит ли в функции регионального оператора содержание контейнеров и участков, на которых эти участки стоят? Входит ли в его функции дератизация?
Обязанность по содержанию площадок накопления ТКО, включая их обслуживание, лежит на лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами, а также на органах местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов или на собственниках земельного участка. Это регламентировано правилами обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведения их реестра, правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме и правилами изменения размера платы за содержание жилого помещения.
Таким образом, владелец контейнерной или специальной площадки либо иное ответственное лицо должно обеспечить проведение уборки, дезинсекции и дератизации.
Как часто и по какому графику региональный оператор будет забирать мусор из контейнеров? Существуют ли санкции за то, что контейнер переполнен, а отходы не вывезены?
График вывоза ТКО регламентирован СанПиН 2.1.3684–21. Срок временного накопления не сортированных ТКО определяется исходя из среднесуточной температуры наружного воздуха в течение 3 суток:
плюс 5 °С и выше — не более 1 суток;
плюс 4 °С и ниже — не более 3 суток.
Сбор и транспортирование крупногабаритных отходов будут обеспечены по мере их накопления, но не реже 1 раза в 10 суток при температуре наружного воздуха плюс 4 °С и ниже, а при температуре плюс 5 °С и выше — не реже 1 раза в 7 суток.
График вывоза ТКО юридических лиц определяется и согласовывается сторонами при заключении договора, исходя из количества и объема контейнеров, норм накопления, индивидуальных особенностей деятельности юридического лица, пожеланий клиента и других обстоятельств. Санкции за переполнение контейнеров в результате нарушения графика вывоза отходов регламентированы статьей 8.2. КоАП РФ («Несоблюдение требований в области охраны окружающей среды при обращении с отходами производства и потребления»).
Частота вывоза регулируется региональным оператором в зависимости от сезонных потребностей в пределах норм действующего законодательства.
В случае систематического переполнения контейнеров региональным оператором производится анализ причин переполнения: или недостаточность контейнеров на площадке, или наличие потребителя, не заключившего договор с региональным оператором. В последнем случае такому потребителю будет выставлен счет на оплату.
Будет ли региональный оператор собирать мусор, который разбросан вокруг контейнера?
Согласно постановлению правительства РФ №1156 от 12 ноября 2016 г., проведение уборки контейнерной или специальной площадки осуществляет владелец контейнерной площадки или иное ответственное лицо. Региональный оператор обязан собирать только то, что просыпалось из контейнера в процессе погрузки отходов в мусоровоз.
Будет ли региональный оператор забирать негабаритный мусор? Если нет — то что регоператор будет считать негабаритным мусором?
В соответствии с действующей нормативной базой, крупногабаритные отходы (КГО) — твердые коммунальные отходы (мебель, бытовая техника, отходы от текущего ремонта жилых помещений и др.), размер которых не позволяет осуществить их складирование в контейнерах. Согласно СанПиН 2.1.3684–21, вывоз крупногабаритных отходов, в соответствии с законодательством РФ, должен обеспечиваться региональным оператором. Места расположения площадок для КГО определяются в соответствии со схемами обращения с отходами и указываются в договоре на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.
По общему правилу вывоз КГО будет осуществляться по графику, в отдельных случаях возможен вывоз по заявкам потребителей. График вывоза КГО будет опубликован на сайте регионального оператора.
Будет ли региональный оператор забирать строительный мусор?
Строительные отходы не относятся к ТКО и вывозятся по отдельному договору. Исключением являются отходы от текущего ремонта жилых помещений. Но при этом нужно учитывать, что кирпич, бетон, деревянные лаги — все это строительный мусор, не относящийся к ТКО. Строительные отходы вывозятся на основании договоров как физических, так и юридических лиц с одной стороны и лицензированных организаций — с другой.
В случае с поселками ИЖС — у каждого дома должен появиться свой контейнер? Каковы его характеристики? Кто и за чей счет должен их ставить?
Вывоз ТКО должен производиться с утвержденных мест накопления ТКО. В настоящее время там, где места накопления отсутствуют, вывоз также будет осуществляться из индивидуальных контейнеров или бестарным способом по установленному графику. Создание мест накопления ТКО в обязанности регионального оператора не входит. Если собственник ИЖС захочет организовать вывоз из имеющегося собственного контейнера, расположенного на частной территории, он должен уведомить об этом регионального оператора. Жестких требований к таким контейнерам не имеется, но они должны быть стандартной формы и оборудованы соответствующими креплениями для автоматической погрузки отходов в мусоровозы.
Раздельный сбор
Намерен ли регоператор за свой счет устанавливать контейнеры для раздельного сбора на площадках рядом с контейнерами для смешанного мусора? Или это входит в обязанности управляющей организации?
В том, что касается создания в Петербурге системы раздельного накопления отходов, мы планируем двигаться постепенно, начав с реализации нескольких пилотных проектов в разных районах города. Это даст возможность сравнить эффективность различных моделей организации раздельного накопления отходов (РНО), оценить заинтересованность жителей, а также логистику и экономику процесса применительно к большой территории с высокой плотностью населения, и уже на основании накопленных данных принимать дальнейшие решения.
В ближайших планах запуск после Нового года пилотного проекта в партнерстве с ассоциацией «РусПРО» и компанией «АртЭко СПБ», специализирующейся на работе с вторичными ресурсами, в ходе которого региональный оператор сможет провести тестирование одной из систем раздельного накопления отходов. В рамках проекта, реализация которого запланирована в одном из районов Петербурга, будут установлены дополнительные контейнеры для сбора пластиковых и металлических отходов, картонной упаковки, макулатуры и стекла. Закупка, установка и полный цикл обслуживания новых контейнеров будут осуществляться за счет средств ассоциации «РусПРО».
Когда, где и сколько появится таких контейнеров?
В рамках уже упомянутого пилотного проекта в течение следующего года 3 200 контейнеров для раздельного накопления отходов планируется установить в Калининском районе Петербурга.
Также есть планы запуска еще одного пилотного проекта на юге города, однако сроки его реализации будут зависеть от сроков запуска нового комплекса переработки отходов на Волхонском шоссе (территория завода МПБО).
Имеет ли право управляющая организация или собственник частного дома самостоятельно реализовать полезные фракции, собранные с помощью раздельного сбора? Или все это заложено в тариф регоператора и выручка от реализации должна идти ему?
С точки зрения законодательства, с января 2022 года осуществлять вывоз мусора в Петербурге, независимо от того, идет ли речь о смешанных или собранных раздельно отходах, может только лицензированная организация, действующая на основании договора с региональным оператором. Формально никто не может запретить УО или частному лицу организовать на своей территории раздельное накопление отходов, но вот с их вывозом могут возникнуть сложности. Есть на рынке компании, которые занимаются сбором и перепродажей вторичного сырья, работают без лицензии и на сегодняшний день фактически выпали из правового поля. Сейчас предпринимаются попытки отрегулировать этот вопрос на уровне федерального законодательства, чтобы отделить вторичное сырье от ТКО и снять существующие ограничения для бизнеса, работающего в этой сфере. На данный момент, как только мусор оказался в контейнере, он считается ТКО, и за него отвечает региональный оператор.
Тем не менее мы считаем крайне важным сохранить уже существующую на сегодняшний день инфраструктуру и проекты в области раздельного накопления отходов, реализуемые как коммерческими, так и общественными организациями. Важно, чтобы люди, которые привыкли разделять отходы, сохранили возможность делать это в привычном формате. Одновременно будем искать способы интегрировать работающие в этой сфере компании и общественные объединения в новый правовой контекст.
Какова судьба отходов, собранных раздельным способом? Есть ли возможность отследить, что они не уедут на объекты размещения так же, как и смешанный мусор?
В рамках реализуемого в Калининском районе пилотного проекта все собранные вторичные ресурсы будут отправляться на обработку на производственные линии компании «АртЭко СПБ» — там они будут дополнительно отсортированы, очищены от примесей и загрязнений и переработаны. Одновременно будет осуществлено внедрение специальной автоматизированной информационной системы, которая будет отслеживать движение вторичных ресурсов от контейнера до перерабатывающего производства. Накопленные данные будут использоваться для оценки результатов реализации проекта, поиска путей повышения эффективности работы.
Будет ли различаться расчет платы для тех домов, где существует раздельный сбор, и тех, где его нет?
Все потребители будут оплачивать услуги в рамках единого тарифа, который не зависит от наличия или отсутствия РНО. Однако существует практика самостоятельной организации раздельного накопления и вывоза отходов силами жителей отдельных домов.
Организация работы
Куда собственник жилого помещения может пожаловаться на качество работы регоператора? Какие санкции к нему возможны?
Деятельность регионального оператора подчинена общим требованиям законодательства, в том числе и в части контроля и надзора. В случае возникновения вопросов к качеству работы (например, жалоб на невывоз ТКО) потребитель может обратиться непосредственно к региональному оператору. Если это не помогло, у него есть право обратиться в Государственную жилищную инспекцию, профильные подразделения администрации города, прокуратуру. Деятельность регионального оператора контролируется правительством Петербурга. У комитета по природопользованию имеются полномочия по применению к региональному оператору штрафных санкций в рамках подписанного с региональным оператором соглашения.
Имеет ли право собственник отказаться от услуг регоператора, если недоволен их качеством?
В соответствии с действующей нормативной базой, услуга по обращению с ТКО носит постоянный характер, и отказаться от нее нельзя, пока потребителем образуется ТКО и имеется необходимость по организации его обращения.
Входит ли в функции регоператора ликвидация незаконных свалок?
Процесс ликвидации несанкционированных свалок установлен правилами обращения с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор в случае выявления незаконной свалки ТКО направляет обращение к владельцу земельного участка, на котором выявлена такая незаконная свалка, с требованием об устранении свалки в течение 30 дней. Владелец земельного участка ликвидирует незаконную свалку самостоятельно или заключает договор с региональным оператором. В случае невыполнения такого требования незаконная свалка ликвидируется силами регионального оператора с последующим возмещением расходов владельцем земельного участка.
Если свалка образуется на территории общего пользования, то ответственность за ее ликвидацию также ложится на собственника или организацию, отвечающую содержание этой территории.
Как будет организована работа по сбору опасных отходов — градусники, батарейки, лампочки и т.п.?
Это не входит в функции регионального оператора.
Какие функции в системе обращения с отходами берет на себя регоператор, какие остаются у УО и муниципалитетов?
Региональный оператор отвечает за обращение с ТКО начиная с момента погрузки ТКО с места (площадки) накопления ТКО. Обязанность по содержанию площадок накопления ТКО, включая их обслуживание, лежит на лицах, осуществляющих управление многоквартирными домами, иных владельцах контейнерной площадки, а также на органах местного самоуправления городских поселений, муниципальных районов, городских округов или на собственниках земельного участка.