Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «О какой инклюзии может идти речь». Почему петербургской школе легче уволить учителя, чем нанять тьютора

«О какой инклюзии может идти речь». Почему петербургской школе легче уволить учителя, чем нанять тьютора

26 099

Педагог коррекционной школы хотела привлечь в команду больше наставников, а её обвинили в симпатии к родителям и в том, что она «работает не на ту сторону».

Коррекционная школа № 131 в Красносельском районе переполнена. В одном кабинете могут заниматься сразу два класса. Родители соглашаются на такие условия, потому что доступных альтернатив нет.

Ирина Астафьева работает в сдвоенном первом классе, всего получается девять учеников. «Кажется, что это не очень большая цифра, но надо понимать, что это дети с очень тяжёлыми нарушениями поведения, коммуникации, агрессивные, дети с самоповреждающим поведением. В этом классе находится два учителя и один тьютор. На девять детей у нас шесть рук. Дети банально разбегаются».

Диагноз «расстройство аутистического спектра» (РАС) стоял у двух учеников. Ирина в Instagram дала инструкцию родителям, как добиться услуг тьютора.

Тьютор: слово заимствовано из английского языка, переводится как наставник, репетитор. От классического педагога тьютор отличается методом обучения. В его основе — неформальное общение, индивидуальный подход к ученику с учетом его особенностей.

«Петербург «славится» своей диагностикой РАС. Родителям приходится буквально выбивать этот диагноз. Его практически невозможно получить в ПНД, чуть легче у некоторых частных психиатров, которые специализируются на этом диагнозе. А нет диагноза РАС — нет и тьютора», — объясняла Ирина у себя в Instagram.

После прямого эфира Астафьевой родители стали обращаться к частным психиатрам. «Когда в прошлом году мы проходили психолого-медико-педагогическую комиссию, все специалисты, которые работают с моим ребёнком, говорили, что у нас РАС. Но наш психиатр в районном диспансере диагноз не увидел или не захотел увидеть, — рассказала «Фонтанке» мама первоклассницы Ксения. — По совету Ирины пошли к частному психиатру, он написал, что у ребёнка ранний детский аутизм».

В итоге 8 детей из 9 получили рекомендации, где прописано тьюторское сопровождение. По положению школы, один тьютор может работать максимум с пятью детьми, следовательно в коллектив из 9 человек необходимо добавить ещё одного специалиста. Увеличение штата не воодушевило руководство школы, Ирину вызвали на разговор, где припомнили эфир в Instagram.

«Мне сказали: это очень сложно, где мы возьмём людей, ставки, деньги? Вы что, не понимаете, что плохо поступили? Но это моя должностная обязанность — информировать родителей, — вспоминает Ирина разговор с руководством. — Мне сказали: "Вы не на той стороне работаете". Я на стороне родителей, а надо быть на стороне школы. Я думала, что мы все работаем для детей. Мне сказали: "Нам с вами не по пути, напишите заявление"».

Ирина написала заявление об увольнении по собственному желанию в понедельник, 6 декабря. Директор предложила рассчитать её 14-м числом, вероятно, чтобы сэкономить на новогодней премии.

По словам Астафьевой, в школе не наберётся и десятка тьюторов. Люди приходят, некоторые сами понимают, что не справятся со сложной работой, некоторые просто исчезают. Ставка у тьюторов 25 часов в неделю, в месяц они получают 31–37 тысяч. В то время как у педагогов ставка 16 часов, также есть различные надбавки.

Сын Ольги учится в сдвоенном втором классе в 131-й школе. На восемь детей в классе нет ни одного тьютора, хотя рекомендации есть у каждого ребёнка.

«У моего ребёнка расстройство аутистического спектра. Он понимает информацию, но общаться у него не получается. Он общается с помощью карточек. Ему тяжело воспринимать речь учителя, когда есть посторонний шум. Когда рядом с ним находится человек, которому он доверяет, ему легче. Этот человек выступает в роли передатчика», — так описывает роль тьютора Ольга.

По словам Астафьевой, в администрации школы не до конца понимают роль тьютора. Специалиста скорее приставят к агрессивному ребёнку, чем к тихому. Но помощь нужна каждому из них в равной степени.

«Не видят в них необходимости, — рассуждает Ирина. — Нет истории о том, что придёт тьютор и станет все хорошо. Придёт тьютор, его нужно обучить. Это все очень сложно, а по факту, что с них взять? Все равно же ребёнок не станет полноправным членом общества, потому что он тяжёлый, ребёнок не будет работать и платить налоги. Эти разговоры ходят внутри системы. О какой толерантности, инклюзии может идти речь, если специалисты, которые работают с этими детьми, их не понимают и не хотят в них вкладываться?»

В 131-й школе разговаривать с корреспондентом «Фонтанки» отказались. В администрации Красносельского района попросили отправить официальный запрос, к моменту публикации ответа не поступило.

Лена Ваганова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
44
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях