Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
FONTANKA
Погода

Сейчас+4°C

Сейчас в Санкт-Петербурге
Погода+4°

переменная облачность, без осадков

ощущается как +3

1 м/c,

зап.

753мм 95%
Подробнее
7 Пробки
USD 99,02
EUR 104,50
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня «Человек-паук. Нет пути домой»: Кошмар перед Рождеством

«Человек-паук. Нет пути домой»: Кошмар перед Рождеством

30 987

Сага о Питере Паркере превратилась в фанфик с элементами нравоучительной сказки.

Осторожно: фанаты картины из числа сотрудников редакции считают, что рецензия содержит спойлер.

В кино показывают «Человека-паука. Нет пути домой», шумный и очень ожидаемый комикс от Marvel (по степени ожидаемости он поборол даже финальных «Мстителей»). Интерес к нему самой широкой аудитории объясняется вовсе не только тем, что Питер Паркер — самый популярный из комиксовых героев (ну, может, после Железного Человека), да еще и имеет армию поклонников-ровесников. С момента, когда о фильме хоть что-то стало известно, интерес зрителей к картине рос в геометрической прогрессии. Уже по первым трейлерам стало ясно, что в сюжете появится Доктор Стрэндж (плюс поклонники исполнителя его роли, Бенедикта Камбербэтча), а главное — что здесь будет много отсылок к предыдущим фильмам о Пауке и воскреснут антагонисты из них. Еще во время съемок стали появляться слухи, что на площадке побывали прежние исполнители ролей Паука, Эндрю Гарфилд и Тоби Магуайр, что совсем уж превратило «Нет пути» в образцовый рождественский подарок для самой широкой аудитории: обещали воскрешение и самих пауков тоже.

В общем, что ожидали, то и получили. Рождественский подарок и есть: в финале даже идет снег, висят гирлянды и стоят елочки. Сценаристы Крис Маккенна и Эрик Соммерс, которые работали над всей нынешней трилогией о Пауке, сочинили почти неприличную по своей наивности историю. После разоблачения в предыдущей ленте Паркера все ненавидят, поэтому он идет к доброму волшебнику, то есть Стрэнджу, и просит стереть из памяти человечества, что он — Человек-паук. Колдовство получается неудачным, и вместо одного чуда происходит совсем другое. В мир Паркера из параллельных вселенных валятся всевозможные злодеи из прошлых фильмов. Но Питер убивать их не хочет, а верит, что можно разбойников перевоспитать; с этой задачей он, конечно, успешно справляется — не без потерь.

Что в пересказе, что на экране сочиненный Маккенной и Соммерсом сюжет вызывает, как минимум, недоумение — он достоин, скорее, эфира передачи «Спокойной ночи, малыши!», чем большого экрана. Не хватает только Деда Мороза (хотя финал фильма вполне допускает по стилистике его появление), чтобы «Нет пути» окончательно превратился в новогоднюю елку для самых маленьких, в которой добрый мальчик учит злодеев быть добрыми.

Режиссер Джон Уоттс, работавший с Маккенной и Соммерсом над прошлыми лентами о Пауке, честно пытается эту сказку как-то поднять до определенного уровня. Он вводит в нее тонкости и нюансы — темы гнетущей популярности, ответственности за свои поступки, трудного выбора, инфантилизма и его преодоления. Но сюжет в итоге сводит на нет все усилия. Формальные приемы — невероятные по зрелищности путешествия по мультивселенной с доктором Стрэнджем, снятая одним планом открывающая сцена фильма, финальный крупноплановый поцелуй на фоне рассвета — лишь украшают елочку авангардными произведениями искусства.

Возвращение на экран звездного состава из прошлых «Пауков» — новаторской трилогии Сэма Рэйми и дилогии Марка Уэбба — вовсе превращает ленту в фанфик. Как будто насмотревшийся этих фильмов фанат комиксов решил собрать всех любимых героев вместе, но никак не мог придумать, чем это оправдать и какими характерами наделить.

Тем более заслуживают уважения актерские работы — здесь все честно пытаются превратить новогодний утренник в драму. Том Холланд в образе Паука прыгает выше головы: буквально физически меняется в течение действия фильма, превращается из мальчика в мужчину, играет драму взросления на этом смехотворном материале. Всегда ироничная и отстраненная королева зумеров Зендая впервые в полной мере показывает всю гамму чувств и не боится быть эмоциональной. Сборная ветеранов не отстает: Уиллем Дефо находит в образе Зеленого Гоблина материал для трагедии раздвоения личности, Джейми Фокс лишний раз доказывает, что способен сыграть все, что угодно, и наделить характером даже клубок молний и электрических разрядов. Альфред Молина демонстрирует редчайшее умение быть одновременно смешным и трогательным.

Но даже тут есть место для каких-то странных и неочевидных ходов. Неизвестно почему, в отличие от Альфреда Молины, прошлых Питеров Паркеров решили никак не омолаживать. Ну и стоит ли говорить, что Тоби Магуайр, которому почти полтинник, в костюме Человека-паука выглядит примерно как подвыпивший на костюмированном корпоративе клерк. И как раз Паркеров отчего-то решили вовсе никакими характерами не наделять — вероятно, рассчитывая, что во время их присутствия на экране зрители все равно будут не переставая аплодировать и ни слова не расслышат.

Единственным глотком свежего воздуха на этом душноватом и странном фоне оказываются сцены после титров. В них как раз дух Marvel, бойкий, хулиганский, наконец чувствуется в полной мере.

Marvel когда-то совершил революцию, убедил миллионы зрителей, что комиксы — максимально демократичная форма, позволяющая говорить с самой широкой публикой на самые сложные темы. Хоть о расе и гендере, хоть о геополитике и экономике. Теперь же они выпускают на экраны фильм — находку для зануд, до сих пор уверенных, что любое массовое кино это всего лишь зрелище для подростков. Сторонники этой идеи (кажется, уже очень немногочисленные) должны ликовать: они же говорили, что мировая индустрия работает именно так! Вот, пожалуйста, излишне богато оркестрованная сказка, не более того!

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
3
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях