Ксения Иванова-Швед, партнер коллегии адвокатов «Ивановы и партнеры», рассказала «Фонтанке» об основных тенденциях развития наследственного и семейного права в России в 2021 году.
В семейном и наследственном праве, которое в последнее время развивается очень интенсивно, в 2021 году наметились несколько тенденций. Для семейного права главной предпосылкой перемен является рост благосостояния людей, а для наследственного — коронавирус.
Из тенденций можно выделить цифровизацию: как ни удивительно, она явно намечается и в семейном праве, и в наследственном, и даже в алиментных делах. В наследование включаются такие активы, как интеллектуальная собственность. ГК РФ не регулирует порядок наследования, например, аккаунтов в соцсетях, цифровых кошельков, биткоинов и так далее. У нас нет ничего по этому поводу, но тем не менее это объекты, подлежащие разделу и наследованию. И так как кейсов таких появляется все больше, мы будем с этим направлением работать.
Безусловно, растет число брачных договоров. Это обусловлено повышением грамотности населения и ростом его благосостояния и желанием сохранить активы. Чтобы передать их по наследству, в первую очередь надо урегулировать отношения с супругой, чтобы распределить, кто и что может наследовать. У нас появилась возможность совместного завещания супругов, личные фонды, наследственные фонды — что сильно расширило инструментарий наследодателя.
Растет число брачных договоров до заключения брака. У меня есть клиенты, которые обращаются ко мне несколько раз. В первый раз они делили имущество в судебном порядке, второй раз входят в брак с брачным договором уже в браке, а если решаются на третий брак, то заключают брачный договор до заключения брака. Поэтому брачным договорам больше доверия, и суды меняют свое отношение к таким договорам, применяют принцип злоупотребления правом, правило эстоппель — и в целом отказываются от шаблонов в делах о разделе имущества и очень серьезно применяют свое судебное усмотрение.
В исках о признании брачных договоров недействительными чаще всего встречается формулировка «крайне неблагоприятные условия для одного из супругов» — а это на 100% судебное усмотрение. Но и здесь может быть отказано в случае злоупотребления правом, если оно будет доказано. Поэтому очевидно, что брачный договор стал очень хорошим инструментом, имеющим приличные шансы устоять в суде в случае раздела имущества.
Что касается сроков исковой давности, суды все чаще считают его с момента заявления требования о разделе имущества: независимо от того, сколько десятилетий назад этот договор был заключен. И даже независимо от того, когда зарегистрирован сам развод — если между супругами не заключено соглашение о разделе имущества, один из супругов может в течение трех лет подать соответствующий иск в суд.
Все правовые дискуссии «Фонтанки» — здесь.