Маркетплейс Wildberries массово отключает небрендированные пункты выдачи заказов. Их владельцы рискуют остаться без новогоднего заработка.
Сам Wildberries утверждает, что заблаговременно предупредил партнеров о новых правилах и большинство из них уже благополучно перешло под его вывеску. Малому бизнесу, который лишится возможности работать с несколькими площадками, обещают более выгодные условия. Но вытянуть такую экономику смогут не все. Нежелание интернет-гиганта делить офлайновые точки с другими участниками рынка открывает новую главу конкуренции в российском интернет-ретейле, считают эксперты.
О том, что российский интернет-гигант Wildberries решил оставить часть своих пунктов выдачи без праздничного заработка, «Фонтанке» рассказали их владельцы. По их словам, за несколько недель до Нового года точки, которые не работали под вывеской Wildberries и сотрудничали параллельно с другими сервисами, оказались отключенными от системы. «Приложение сообщает, что наш пункт неактивен, на карте он пропал. То есть уже поступившие заказы можно выдавать, а новые сделать нельзя», — говорит Кирилл, собственник одной из таких точек на Васильевском острове. По его словам, Wildberries не делал никаких уведомлений и официально не расторгал договор.
Wildberries запустили партнерскую программу в 2020 году. Так у клиентов появилась возможность забирать заказы не только в собственных брендированных пунктах, но и других, которые работали, к примеру, под вывесками Ozon, «Яндекс.Маркет» и так далее. При выборе места доставки на карте они были отмечены белыми точками, тогда как брендированные пункты — фиолетовыми.
Сейчас при попытке оформить заказ на Wildberries на карте отображаются только фиолетовые точки. Часть точек, работавшие еще месяц назад, пропали с карты вовсе. Некоторые теперь отображаются как фиолетовые. При этом часть точек отмечены желтым с пометкой «пункт выдачи загружен» и пояснением, что «рядом есть более свободные пункты выдачи, получение заказа в них будет удобнее».
На отключение жалуются и другие предприниматели в профильном чате в Telegram. По их словам, это началось еще осенью, но в декабре стало носить массовый характер. «Нам в соседней двери открыли [фирменный пункт], а нашу «партнерку» отключили», — сообщает один из предпринимателей, работающих в Петербурге. По его словам, от политики Wildberries пострадали и клиенты. Так, в новой брендированной точке еще даже не кончился ремонт, поэтому курьеры по старой памяти свозят заказы в старую, которая не может их выдать. В итоге отключенный партнер был вынужден отправить товары на возврат, чему покупатели были совсем не рады.
«Мне вчера пятый отключили. Показывает на карте бренд Wildberries. Приехал, ни вывески, ни света, ни ремонта», — сообщает другой партнер площадки. Из-за отключения партнерских точек собственные пункты выдачи оказываются перегруженными, комментирует собственник еще одной точки.
В пресс-службе Wildberries подтвердили, что сменили политику в отношении партнерских точек. Компания сделала это, изучив предпочтения клиентов. «Наши исследования на протяжении последних месяцев показали, что покупатели предпочитают брендированные фирменные пункты самовывоза, а больше всего негативных комментариев мы получаем в отношении небрендированных партнерских точек выдачи», — сообщил представитель компании.
Но в Wildberries утверждают, что еще три месяца назад предупредили всех партнеров, что небрендированные пункты будут постепенно отключаться от программы выдачи заказов. «При этом все партнеры могут провести брендирование своих точек на особых условиях: для них предусмотрена программа субсидирования, а также вывеска в подарок по акции», — пояснили в компании. При этом работу с другими интернет-сервисами они параллельно вести не смогут.
По данным Wildberries, большинство партнеров согласились на предложенные условия. С сентября открылось около 5 тысяч партнерских пунктов выдачи, всего по стране работает около 22 тысяч точек.
Однако владельцы пунктов самовывоза утверждают, что в реальности отношения развиваются не так гладко, как описывает Wildberries. Во-первых, крайне неудачно выбран сам момент отключения. Декабрь — традиционно высокий сезон. У пунктов выдачи, которые получают процент от стоимости каждого заказа, на последний месяц зимы приходится пятая часть годового дохода. Продажи выше примерно в полтора раза, чем летом.
Для мультибрендовых пунктов выдачи — это серьезный удар по экономике. «У многих точек, которые работали под вывеской Ozon, Wildberries — второй по доходности партнер», — говорит Кирилл. Работа только с одной площадкой не окупит все затраты, даже если партнер предложит более высокий процент. Да и менять основной бренд под конец года глупо — потери все равно будут. В итоге мало кто из прежних мультибрендовых точек перешел под вывеску Wildberries. Некоторые предприниматели открыли по соседству вторую точку, но такая возможность есть не у всех. Сам Кирилл намерен разбить свое помещение на две части — одна половина останется под вывеской Ozon, вторая начнет работу как монобренд Wildberries.
Сейчас партнерские монобренды Wildberries в первый месяц могут получить 10% от оборота до 2 млн рублей, во второй — 9%, в третий — 8%, в четвертый — 7%. С пятого месяца владельцы партнерского брендированного ПВЗ получают стандартный доход в размере 6% от оборота.
У конкурентов политика иная: Ozon и «Яндекс.Маркет» подключают только брендированные под себя пункты выдачи, но не запрещают партнерам выдавать сторонние заказы.
С Ozon сейчас сотрудничают больше 2,5 тысячи партнеров из разных регионов. Большинство из них имеют несколько пунктов, и, как правило, мультибрендовых, рассказали в пресс-службе Ozon Rocket, логистического сервиса ретейлера. «Мы очень лояльно относимся к выдаче заказов от сторонних логистических операторов и маркетплейсов: для партнеров — это дополнительный доход, а для нас дополнительный трафик клиентов. Единственное, о чем мы просим партнеров, соблюдать наши бренд-стандарты, то есть размещать рекламные и маркетинговые материалы о других компаниях можно только по согласованию с нами», — рассказывает представитель компании. Партнерская точка получает 3,5% или 4,4% от заказа в зависимости от площади и интенсивности размещения бренда. Введение Wildberries новых правил не отразились на сети Ozon, добавили в пресс-службе. Против открытия пункта конкурента дверь в дверь компания не возражает.
У «Яндекс.Маркета» на начало декабря пока 2000 брендированных точек выдачи. Партнеры получают 8–20% от оборота ПВЗ в зависимости от региона и срока работы.
Решение Wildberries перевести пункты выдачи под свою вывеску — это новый этап развития рынка интернет-торговли в России, считает директор агентства INFOLine Иван Федяков.
«До этого конкуренция у онлайн-игроков была только в онлайне, теперь они делят офлайн», — говорит он. Но, по мнению эксперта, от таких действий пострадает малый бизнес. Зарабатывать только на заказах одной площадки удастся не всем. А от предновогодней блокировки мультибрендов выиграют собственные точки и монобрендовые партнеры Wildberries, на которые свалится весь поток заказов.
Справка
Wildberries — крупнейший онлайн-ретейлер России. Оборот Wildberries в 2020 году достиг 437,2 млрд рублей. Компания Wildberries была создана бывшей преподавательницей английского языка Татьяной Бакальчук и ее мужем Владиславом. Сейчас Бакальчук — единственный владелец компании. Ежедневно на Wildberries оформляется более 2,3 млн заказов. Ассортимент площадки включает 14,5 млн SKU.
Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»