Петербургские единороссы поставили точку на политической эпохе Вячеслава Макарова. Экс-спикера ЗакСа отправили в отставку с поста секретаря регионального отделения.
Уходящий год для Петербурга стал годом смены политических вех. Возглавлявший последние 10 лет петербургский парламент любящий хлесткие выражения военный полковник Вячеслав Макаров больше не руководит городским парламентом, а перед Новым годом он оставил и руководство региональным отделением «Единой России». На партийной конференции он обвинил соратников в предательстве, чиновников в недальновидности, избравшихся депутатов в делёжке кабинетов, а их новое начальство — в попрании православных ценностей.
Вячеслав Макаров не хотел уходить. Он говорил об этом ещё год назад, когда сценарии будущих выборов только рисовали в московских кабинетах. Весной 2021-го один из инициаторов смены главы Законодательного собрания — Александр Беглов заявил телеканалу 78, что Вячеслав Макаров мог бы быть «тяжеловесом» в Государственной думе от Северной столицы. Несмотря на это пожелание, Макаров всё же пытался подавать документы на партийные праймериз в Законодательное собрание, но затем забрал их после беседы с руководством «Единой России».
«Вячеслав Серафимович идет в Госдуму, и никто лучше него не справится с решением вопросов Санкт-Петербургской агломерации (сам город, Ленинградская, Новгородская и Псковская области). У нас был обстоятельный разговор с ним, и он решил сосредоточиться на этой важнейшей задаче. При этом он остается секретарем регионального отделения и входит в руководство регионального избирательного штаба», — говорил «Фонтанке» секретарь генсовета «Единой России» Андрей Турчак.
Прошло полгода. Спикером парламента стал бывший заместитель Александра Беглова Александр Бельский. Избравшемуся в Госдуму Макарову нашли дело в Москве — он организовывает работу иногородних депутатов Госдумы. Сменить власть решили и в петербургской «Единой России».
Перед тем как оставить руководящий пост, Вячеслав Макаров вышел к коллегам. «Я 18 лет с партией, — предъявляя собравшимся свой опыт, заявил он. — Политическая роза ветров за это время складывалась по-разному, но ни разу наша партия не делала холостые выстрелы». Он не стал долго останавливаться на предыстории и сразу перешёл к недавним выборам в Госдуму и Законодательное собрание.
Ещё во время самой избирательной кампании он не единожды повторял, что чиновники помогали кандидатам от других партий. Теперь же вновь решил выдвинуть эти обвинения: «Я уже говорил: не поддержим Анатолия Дроздова — мы получим абсолютно оппозиционного кандидата. Не поддержим Галину Назарову — получим абсолютно оппозиционного кандидата. К сожалению, все мои прогнозы сбылись».
Речь шла об округах в Калининском районе, где на выборах в Законодательное собрание победили Алексей Зинчук (КПРФ) и Михаил Амосов (СР). Упомянул он и про Пушкинский район, где не смог избраться его соратник Юрий Бочков, а победил кандидат от «Новых людей». А затем, судя по всему, намекнул на Московский, где избирательные комиссии сочувствовали ЛДПРовцу Андрею Малкову. Его результат изменился буквально за несколько часов после того, как в ночи председатели участковых избирательных комиссий стали пропадать с участков. Московский район раньше считался территорией единоросса Александра Тетердинко.
«Я всегда говорил, что нужно беречь единство партии. Не должно быть предательства. И когда мы в ходе избирательной кампании столкнулись с тем, что некоторые наши коллеги работали против наших же кандидатов… Это была громаднейшая ошибка, что я нынешнему депутату Госдумы Тетердинко доверил должность своего заместителя, должность руководителя фракции», — добавил Макаров (позже Тетердинко заявил «Фонтанке», что не понял обвинений со стороны Макарова).
Говоря о кандидатах, Макаров обращался также к сидящему в президиуме вице-губернатору Максиму Мейксину. До выборов он был главой Центрального района. Макарова это, впрочем, не волновало.
Вице-губернатора он обвинял не только в том, что тот не поддержал кандидатов от «Единой России», но и в том, что тот якобы платит зарплату устроившейся на работу в ЗакС экс-депутату Галине Назаровой размером 3 тысячи рублей. Мейксин посчитал обращение к нему ошибкой, соратники же Макарова объяснили «Фонтанке»: политик, видимо, передавал сигнал не нынешнему вице-губернатору, а предыдущему, Александру Бельскому, теперь руководителю Заксобрания, место которого в Смольном сейчас как раз и занял Мейксин.
Заметил Макаров, что всё то время, пока он руководил, депутаты «снивелировали подрывную работу несистемной оппозиции», а ещё взаимодействовали с НКО и работали для людей, верстая бюджет. «Про поправку сказал», — отозвался кто-то в зале, вспоминая, что прежде депутаты правили бюджет вместе с чиновниками, а теперь, с приходом новой власти, этой возможности лишились.
Затем экс-глава ЗакСа заметил, что новые депутаты, избравшись, кинулись делить кабинеты.
«12 лет писали, что Алёна Кукушкина (завхоз Мариинского дворца) — моя племянница. Она с юных лет работает, никакая она не племянница, её отец — обычный таксист. И когда её гоняют по Законодательному собранию, из одного кабинета в третий, человека, который своими руками поддерживал дворец! Депутаты (я не называю фамилий), подумайте. История ещё даст вам оценку», — негодовал Макаров.
Кукушкину из кабинета выгнала депутат Елена Рахова. «Ну, вообще-то, это она меня, ещё 10 лет назад, выгнала из кабинета, который мне выдали», — приговаривала после конференции Рахова, недоумевая.
Наконец, досталось и новому руководителю аппарата ЗакСа Константину Гриневичу. О нём Макаров отозвался грубо, а затем заявил, что благодаря ему парк Малиновка, где собирались строить храм, вычеркнут из карты православного Петербурга и стал зоной зелёного насаждения, тем самым попираются православные ценности.
— И самое главное. Военные здесь сидят. Хлястик снимаешь с шинели — он уже не военнослужащий, не боец. Он военнопленный. Хлястики всегда берегите. В этом заключается сила Законодательного собрания, — заключил Макаров.
Красноречие экс-спикера произвело неизгладимое впечатление на собравшихся. Но и после его ухода с трибуны конференция не перестала быть интересной. Туда вышел Михаил Барышников, выполнявший роль технического кандидата, — выборы нового секретаря должны проходить на альтернативной основе. Барышников начал с рассказа о том, как много ему дала партия, даже слишком много.
«Я как-то сажусь ужинать, а жена спрашивает, что это у меня на шее. А у меня шарф партии. Рассказал депутату Авдееву, у него так же, только во сне он участвовал в этом шарфе в соревновании», — разоткровенничался Барышников, вызвав у собравшихся в зале смех. Почти всех партийцев на протяжении последних лет требовали отчитываться о проведённых партийных мероприятиях, за отчёт принимали фото в партийной символике. «Бюрократизм надо убирать», — улыбаясь, заметил Барышников. И предложил поддержать нового руководителя Сергея Боярского, которому он уже этот наказ дал.
Понимающе к этому отнёсся и Андрей Турчак:
«Коробит, когда в отчётах о встречах с ветеранами фотографии с партийными пакетами. Уважение к ветеранам выражают не таким образом».
После голосования и избрания Сергея Боярского новым секретарем Турчак призвал коллег не забывать о людях и продолжать работу, иначе, добавил он, кресла в Мариинском дворце могут снова сменить своих обладателей.
Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»