Сотрудник ФСБ Петербурга, осужденный на 4 года за то, что во время обыска пытал подозреваемого, отпущен на свободу почти с половины срока. «Фонтанка» рассказывает, где и как страдал в неволе тот, кто наконец раскаялся.
По информации нашего издания, 14 января судья Кировской области досрочно отпустил из колонии 29-летнего бывшего оперативника Петроградского райотдела ФСБ Петербурга Илью Кирсанова. Дело его было и громкое, и позорное для ФСБ. Впервые об этом написала «Фонтанка» еще в 2018 году, а уголовное дело возбудили только через несколько месяцев после случившегося, и то — только по факту.
Кратко картина выглядела так: к петербургскому бизнесмену в его дом в Рощино (Ленобласть) приехали сотрудники ФСБ с обыском и один из них — Кирсанов — повалил хозяина дома на пол, надел на него наручники и ударил стволом карабина в задний проход. Обыск прервался, так как человека срочно доставили на скорой в больницу, где ему сделали несколько операций. Пролежал он в госпитале несколько месяцев и получил инвалидность. Позиция сотрудников была принципиальная — он сам себя взял и изуродовал.
Но, несмотря на героическое сопротивление Управления ФСБ по Петербургу, через год военно-следственный комитет смог привлечь Кирсанова. В результате военная прокуратура запросила ему целых 4,5 года лишения свободы. Как говорили тогда полицейские, наблюдавшие за процессом, «менту бы за такое лет 20 отмерили». Наконец его приговорили ко всем 4 годам колонии. Но так как до суда его не арестовывали (как социально неопасного), то после приговора, с 13 сентября 2019 года, он немного побыл для порядка в Крестах. А после вступления решения в законную силу Кирсанова не этапируют в колонию, а тихо перевозят в маленький изолятор ФСБ на Шпалерную улицу. По данным «Фонтанки», это было сделано под предлогом того, что он нужен как свидетель по очень государственным делам. В этом «доме отдыха» он проводит почти год в качестве хозобслуги, и только после того, как в Управлении ФСБ почти половина личного состава знала, какие кабинеты он посещает во время отсидки, его отправили в колонию № 5 Кировской области.
Туда он прибыл 15 января 2021 года. И уже в сентябре прошлого года Кирсанов подает заявление на условно-досрочное. Причем если до этого он категорически отрицал свою вину, указывая, что репрессии в отношении него — это месть потерпевшего, то теперь наконец он признает и раскаивается.
Его позыв был опротестован потерпевшим. Прокуратура проводила проверку, и в декабре 2021 года Кирсанов был представлен на условно-досрочное вновь. «Фонтанка» цитирует тезисы характеристики, которую он заслужил в колонии: «…Посещает занятия по социально-правовому обучению, культурно-массовые мероприятия, пользуется библиотекой… спокоен, вежлив, примерно трудится в должности подсобного рабочего швейного цеха, опрятен, соблюдает личную гигиену… Волевые качества — может преодолевать трудности, жизненная цель — честно трудиться на свободе». Единственный крохотный минус, обнаруженный журналистом, выглядит элегантно: «Не посещает молитвенную комнату».
Таким образом, оперативник ФСБ Кирсанов отсидел менее 2 лет и 4 месяцев из положенных четырех лет. Причем год он отбыл у себя в родных стенах — изолятор ФСБ на Шпалерной, как известно, примыкает к Литейному, 4, и между ними есть проход.