Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Общество «Нашли возможности для манёвра». Как петербургские депутаты пытаются переписать закон об иностранных агентах

«Нашли возможности для манёвра». Как петербургские депутаты пытаются переписать закон об иностранных агентах

7 781
автор фото Иван Водопьянов / «Коммерсантъ»

Петербургский парламент отправил в Москву предложения об изменениях в закон об иностранных агентах.

Рабочую группу, в которую вошли главные редакторы петербургских медиа, члены профессиональных союзов и депутаты, создали ещё осенью прошлого года. После нескольких заседаний договорились и согласовали поправки, отказавшись от идеи предлагать отменить закон совсем. Спустя почти три месяца их наконец отправили в Москву, но всего лишь в форме предложений, а не постановления, обойдя процедуру общего голосования.

«Фонтанка» спросила вице-спикера Марину Шишкину, руководившую рабочей группой, и депутата от «Новых людей», бывшую судью Уставного суда Ольгу Герасину, оформлявшую предложения, о том, как и почему парламентарии решили править закон об иностранных агентах.

Ольга Герасина (слева) и Марина Шишкина

— Расскажите, с чего всё началось, как было принято решение создать рабочую группу для корректировки закона об иностранных агентах?

Марина Шишкина: Во-первых, эта тема витала в воздухе. Но в какой-то момент она начала актуализироваться петербургскими событиями: признанием агентства «Росбалт» иностранным агентом и ряда петербургских журналистов. Это прибавило нам драйва, мы поняли, что пора вставать на защиту журналистов. Раньше мы уже вставали на защиту коллег, писали заявления в поддержку и так далее. Это, конечно, всё хорошо, но этого мало. И мы пришли к выводу, что надо нам вносить свой вклад в изменение законодательства. Будем мы услышаны или нет — это второй вопрос. Главное, что это надо делать. Есть вопросы, когда нужно работать на уровне компромисса с разными фракциями.

— Трудно договориться с фракцией «Единой России»?

— Здесь, я думаю, надо сказать спасибо председателю Законодательного собрания, по предложению которого рабочая группа была межфракционной. От «Единой России» в ней принимала участие Наталья Астахова. Она вызвалась сама и была очень активна. Может быть, кто-то недоволен результатом, кто-то говорит, что поправки не такие острые (фракция «Яблоко» собиралась отдельно заявлять законопроект об отмене иноагентства, но его отказались рассматривать на заседании ЗакСа. — Прим. ред.). Но давайте рассуждать как реалисты. Я в самом законе, который существует в более чем 40 демократических странах, ничего плохого не вижу. Я вижу плохое в его правоприменении. Есть такие пятна, которые можно использовать каким угодно путем, фактически расправа без суда и следствия. Кроме того, я понимаю, что борьба за отмену всего закона сейчас просто повяжет нам руки в плане спасения конкретных человеческих судеб, конкретных редакционных коллективов.

— Почему именно таким образом были предложены поправки? Не было голосования по ним, предложения не сформированы в самостоятельный проект?

— В январе на сайте Государственной думы был опубликован проект закона, в рамках которого как раз уточняется процедура признания иностранным агентом и формат предоставления отчётности. На данном этапе идут общественные слушания, можно предлагать свои поправки автору законопроекта. Следующий этап для правок — второе чтение законопроекта. Если бы мы делали это в рамках второго чтения, то оформляли бы наши предложения в постановление Законодательного собрания. И это была бы менее гибкая история. То, что мы сейчас направили, — это абсолютно официальный документ, из него можно что-то выкинуть, а можно не выкидывать ничего и принять целиком. Если из наших поправок хотя бы две примут, я уже буду счастлива. Но если бы мы отправляли поправки постановлением, то такой возможности для маневра бы уже не было, что-то не понравилось — и отклонили бы всё.

— Как проходило обсуждение предложений об изменении законодательства и что они, эти предложения, из себя в итоге представляют?

Ольга Герасина: Самое главное предложение наше — введение судебного порядка. Мы сформулировали предложения по закреплению в Кодексе административного судопроизводства Российской Федерации особого процессуального порядка признания указанных лиц в качестве выполняющих функции иностранных агентов, который детально регламентирует в том числе вопросы доказывания обоснованности присвоения такого статуса.

Мы встречались с журналистами, обсуждения были достаточно эмоциональными. Мы старались всё учесть, но наша основная цель — не просто заявить о себе, хотелось бы, чтобы еще был результат. Работая над предложениями, мы понимали, что проблема приобрела в последнее время широкий резонанс и что на нее уже обратили внимание в Государственной думе, поэтому нашей задачей было грамотно сформулировать такие предложения, которые смогут наряду с уже представленными инициативами стать заслуживающими внимания и реально способствовать решению проблемы.

Поэтому изначально, ориентируясь на федеральные законотворческие процессы, мы отправили первую часть предложений в более общем концептуальном формате, а теперь, когда на сайте Государственной думы был обозначен процесс обсуждения федерального законопроекта, мы отправляем все наши предложения по конкретным изменениям и дополнениям законодательства. Мне нравятся наши предложения. Я лично к ним прикипела, и мне за них не стыдно, они качественно проработаны. Мы общались, пришли к консенсусу, убеждали, и сейчас у нас всё достаточно сдержанно и хорошо. Я искренне надеюсь, что на это обратят внимание, и есть шанс, что предложения примут, хотя бы что-то. Я лично горячо поддерживаю установление судебного порядка по этой теме. Само его наличие дисциплинирует: одно дело, когда ты просто принимаешь решения, а другое дело, когда тебе нужно это доказать в установленном порядке. И этот порядок гарантирует и обжалование, и информирование.

— Были какие-то предложения, которые не учли? И что ещё учли, кроме этого судебного порядка?

— Ну, например, от представителей СМИ было предложение расшифровать понятие политической деятельности как лоббизм, но с моей точки зрения, это не может быть синонимами. Если мы говорим про законодательство, то всё-таки должны быть конкретные формулировки. Сейчас в законе прописана сумма в 15 тысяч рублей, которую издание или журналист может получать в качестве иностранного финансирования, оставаясь в прежнем статусе. Мы предлагаем увеличить эту сумму до 50 тысяч рублей в месяц. Обсуждалось, что это можно выразить как-то в процентах от прочих доходов. Но мы исходили из того, что ключевым моментом для нас было восстановление судебного порядка и описание этой процедуры, поэтому здесь мы оставили логику федерального законодателя, всё-таки это в большей степени не нашего уровня вопрос.

Было предложение отменить признание иностранным агентом журналистов бессрочно, а ввести процедуру, которая ограничивает наличие этого статуса по времени. Были предложения вывести из-под действия закона рекламные и премиальные доходы. И вот здесь мы как раз частично согласились и прописали предложение, согласно которому журналист должен иметь возможность получать иностранные премии. Изначально обсуждалось учесть ещё и гранты, но мы исходили из того, что грант — это некое задание, а премия — это итог уже проделанной работы. Мы предложили разрешить получать доход от педагогической деятельности, не тогда, когда журналиста приглашают на семинар и платят ему за обучение, а когда журналист сам поехал куда-то читать лекцию. Также мы прописали, что должна быть доказана взаимосвязь между полученными деньгами и конкретной деятельностью. Это важный момент для судебного рассмотрения.

Ваши коллеги освещали самые разные истории, которые происходили при признании иностранным агентом. Главное, чего бы мы хотели избежать, — злоупотреблений.

Ксения Клочкова, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
18
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях