Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Общество Бизнес «Почти локдаун». Петербургский бизнес оценил потери от «детской удалёнки»

«Почти локдаун». Петербургский бизнес оценил потери от «детской удалёнки»

36 704

Введенный в Петербурге «локдаун для несовершеннолетних» ударит по бизнесу, ориентированному на семейный досуг. В отдельных сегментах снижение выручки может достигнуть 50%.

Рестораны и кафе, для которых этот коронавирусный запрет стал уже третьим по счету, просят хотя бы смягчить ограничения для взрослых. Впрочем, новые запреты могут оказаться трудноисполнимыми. По логике нового 121-го постановления, теперь общепиту и ретейлу придется спрашивать паспорта у всех без исключения клиентов, чтобы удостовериться, что им больше 18 лет, и вызывать полицию, если несовершеннолетний уже проник в заведение.

На пятой волне коронавирусной инфекции власти Петербурга решили вводить ограничения по возрастному принципу. С 28 января в онлайн-формат переведено дополнительное образование, а со 2 февраля на дистант уйдут ученики 7–11-х классов.

Несовершеннолетние уже лишились доступа в зоопарки, музеи, театры, цирки, концертные залы, кинотеатры, бассейны, фитнес-центры, крытые ледовые катки, океанариумы, а также на досуговые и развлекательные объекты и спортивные, физкультурные, культурные, зрелищные и другие мероприятия. Со 2 февраля петербуржцы младше 18 лет также не смогут посещать магазины (кроме продуктовых и аптек) и предприятия общественного питания. Несовершеннолетним также запретили заниматься спортом в помещениях, если речь идет не о подготовке к соревнованиям.

Среди безусловно пострадавших операторы детских развлечений — им придется остановить работу. «В Петербурге нас закрывают уже в пятый раз. За 2020 и 2021 годы мы были закрыты в сумме 11 месяцев», — комментирует генеральный директор сети семейных парков активного отдыха «Joki Joya» Александр Марков. При этом, к примеру в Москве, несмотря на столь же резкий подъем заболеваемости, целые отрасли не закрывают, говорить предприниматель. «Речь сейчас идет не о прибыли и бизнесе, а о тысячах предприятий Санкт-Петербурга — это десятки тысяч людей — работники и их семьи остаются без работы и средств к существованию», — говорит он.

Под ударом оказалась и отрасль общественного питания. «Из оборота ресторанной отрасли вырезается существенный сегмент трафика — это взрослые с детьми, которые посещают рестораны преимущественно в выходные дни», — комментирует глава ассоциации «Рестоград» Александр Ружинский. По его словам, больше всего пострадает сегмент «рестораны на каждый день», fast food и fast casual. Падение может составить от 50%. Многие такие заведения находятся на фудкортах, для которых действуют дополнительные ограничения по вместимости. «Наслоение ограничений, когда ещё не сняты предыдущие, но уже вводятся новые, — это большой удар для рынка», — говорит он.

«Наступают опять тёмные дни для общепита!» — комментирует совладелец сети «Теремок» Виталий Свидовский. По его словам, после введения QR-кодов продажи упали на 20–30%. Из-за запрета на походы детей в театры, кинотеатры, аквапарки трафик ресторанов сократился еще сильнее. «Теперь дети не могут к нам в рестораны прийти — а значит, продажи снова упадут. Это практически на уровне локдауна для общепита», — комментирует он. Семьи с детьми — это 40% гостей «Теремка».

«Сейчас количество гостей настолько мало, что уже надо меньше выводить персонал, сокращать закупки и так далее. Менять опять структуру бизнеса», — подчеркивает Виталий Свидовский. При этом, вводя новые ограничения, власти еще не дали компенсаций за предыдущие. «Нельзя просто ограничить, нужно что-то давать взамен. Поддерживать и помогать. Даже компенсации по фудкортам, которые анонсировались как решенные, — до сих пор не подписано постановление. Так что мы уже на грани», — говорит он.

Новые ограничительные меры скажутся на бизнесе негативно, считают в группе компаний «Амрест» (сети Pizza Hut, KFC). Но точно спрогнозировать потери пока сложно. «Мы не знаем, какую долю родители будут покупать для детей навынос или заказывать по доставке домой», — говорит представитель компании Илья Тарасов. При этом бизнес не понимает, как выполнять требования. «Если несовершеннолетние уже вошли в заведение, не вызывать же полицию на каждый такой случай», — рассуждает он. В компании также считают, что, если власти решили ввести ограничения для детей, компенсировать потери могла бы отмена запрета на ночную работу для взрослых гостей.

«Оценивать, насколько упадет оборот, тяжело, но это будет существенно», — говорит совладелец пиццерии «22 сантиметра» и стейк-хауса Red. Steak & Wine Эльдар Кабиров. По выходным посетители с детьми занимают 70–80% столиков, этих людей не будет.

Новые запреты сильнее ударят по фудкортам и фудхоллам в спальных районах, считает операционный директор Георгий Петров. «Не знаю, насколько родители без детей будут готовы их посещать», — отмечает он. А вот аналогичные площадки в центре города пострадают в меньшей степени.

Потерь не смогут избежать и ретейлеры, продающие товары для детей. «Сейчас будет смена погоды, одежда точно понадобится. А детскую одежду более удобно покупать с детьми, чем сто раз обменивать», — комментирует Анастасия Немаева, генеральный директор Concept Group (сети Concept Club и Acoola). По ее словам, из-за QR-кодов трафик в петербургских магазинах сети уже упал на 30%, а из-за новых ограничений может просесть еще на 10%. Интернет вряд ли компенсирует потери офлайна — скорее покупатели начнут заказывать на маркетплейсах. «Петербург недобирает в выручке сильнее, чем другие регионы», — подчеркивает топ-менеджер.

Разрешают ли новые правила пускать маленьких клиентов в магазины детских товаров, не очевидно. С одной стороны, значительная часть их ассортимента относится к товарам первой необходимости. С другой — формулировка разрешает допуск несовершеннолетних в торговые объекты «в части реализации исключительно товаров первой необходимости». К примеру, в сети «Вотоня» решили руководствоваться нормами Гражданского кодекса. «Если наши клиенты пришли со своими детьми, мы руководствуемся одновременно принципами поддержки их комфорта и безопасности (так как мама не имеет права оставить малыша, не может не оказать должной заботы о его здоровье и благополучии) и российским законодательством, которое позиционирует родителя как законного представителя несовершеннолетнего, несущего права и обязанности за своего ребёнка», — прокомментировали в пресс-службе. При таком подходе новые ограничения не нанесут бизнесу сильного ущерба, считают в компании.

Галина Бояркова,
«Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
53
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях