Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Афиша Plus Кино Куда пойдем сегодня Фильм. Катастрофа. На экранах показывают «Падение Луны» Роланда Эммериха

Фильм. Катастрофа. На экранах показывают «Падение Луны» Роланда Эммериха

42 687

Автор «Дня независимости» и «Годзиллы» стал могильщиком своего фирменного жанра.

«Падение Луны» — казалось бы, беспроигрышная вещь: фильм-катастрофа от мастера жанра, создателя «Дня независимости» и «Годзиллы». Режиссер со своей командой столько раз обращался к теме конца человечества, что главной интригой перед выходом фильма на экраны могло быть только одно — какой прогноз он предложит в этот раз. Инопланетяне уже атаковали, звездные врата распахивались, глобальное потепление вызывало катаклизмы, ядро Земли плавилось.

Вместе со своим давним соавтором — сначала композитором, а потом и сценаристом Харальдом Клозером (вместе они сочинили сюжет «2012») — Эммерих придумал максимально осторожную и даже школярскую историю, просто отказался от любых новых версий в пользу старых добрых сюжетных схем. К Земле приближается Луна, и от столкновения с ней планете грозит гибель. Чтобы предотвратить катастрофу, в космос отправляется колоритное трио: проповедующий конспирологические теории толстяк-официант из закусочной, астронавт, которого давно уволили, и глава NASA. Не знаю, кем надо быть, чтобы удержаться от потока иронии и сарказма в качестве комментариев на полях этого нехитрого, но исчерпывающего синопсиса.

1 из 7

Не сними этот фильм Эммерих, наверное, о нем не стоило бы и говорить лишний раз — настолько «Падение» получилось пресным и шаблонным. Не спасают от этого даже яркие, мощные актерские работы — Холли Берри в образе волевой чиновницы, харизматичный Патрик Уилсон, которому досталась роль отверженного героя прошлого. Даже колоритные, наделенные комическим талантом Джон Брэдли и Майкл Пенья дела не спасают — их персонажам выдано столько пафоса, что весь азарт актеров улетучивается.

Эммерих честно пытается снять фильм-катастрофу по канонам «большого стиля» — только двадцатилетней давности. Тем же, по которым были сделаны и «Годзилла», и «День независимости», и все остальные его лучшие ленты. Космос здесь показан в традиции Тарковского — Кубрика, как место встречи человека с духовным, нематериальным миром воспоминаний, призраков, прозрений в будущее. Цивилизация представлена аккуратной выборкой из карьеристки, отчаянного маргинала и дурашливого романтика. Военные только и ждут момента, чтобы нажать на ядерную кнопку. Жены ждут мужей. Дети — родителей. Все вместе пребывают во взвешенной и очень картинной тревоге.

Это все срабатывало накануне Миллениума, когда человечество и правда тревожилось за собственное будущее и судорожно искало решение им же самим изобретенных задачек. А потому нуждалось в каких-то картинах крушения вселенной. Спустя двадцать лет тревоги связаны не с завтрашним днем и вообще не с будущим, а с настоящим моментом.

Громоподобный успех «Не смотри наверх» тому свидетельство: апокалипсис как прогноз беспомощно устарел, он происходит здесь и сейчас. И нужен обществу не сам по себе, а как форма, возможность высмеивать пороки или хотя бы говорить о вечности (как Триер в «Меланхолии»). Новости пугают куда больше прогнозов — и Эммериху, как заправскому фантазеру, с этим слишком трудно мириться, чтобы сделать не только умеренно-зрелищное, но и хоть сколько-нибудь адекватное сегодняшнему дню кино.

Иван Чувиляев, специально для «Фонтанки.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
12
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях
ТОП 5