Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации
Город Бизнес Хватит кормить «Ленфильм», или О чем министр Любимова не рассказала президенту Путину

Хватит кормить «Ленфильм», или О чем министр Любимова не рассказала президенту Путину

37 517

Старейшей киностудии страны федеральные чиновники снова прочат возрождение. «Фонтанка» прогулялась по облакам, в которых они витают.

Повод победным реляциям дала продажа осенью 2021 года принадлежавших «Ленфильму» десяти гектаров на улице Тамбасова. Кинофункционеры предпочитали называть участок непрофильным активом, хотя в лучшие времена здесь проходили съемки, работали мастерские, часть зданий сдавалась в аренду, а территория позволяла хранить мощный реквизит и содержать лучший в стране исторический автопарк.

За землю «Ленфильм» выручил 1,5 миллиарда рублей. Это позволило впервые за десятилетнюю эпоху Федора Бондарчука, руководящего студией в качестве председателя совета директоров, увидеть положительный баланс на счетах.

После сделки вице-премьер Татьяна Голикова, отвечающая на правительственном уровне за реализацию поручения Владимира Путина развивать «Ленфильм», пообещала безубыточную киностудию уже в 2022 году. Федор Бондарчук заявил о закрытии всех проблем компании: «У меня сегодня большой праздник». Министр культуры Ольга Любимова дала многообещающий отчет перед Путиным: «Все работает, все кипит».

Министр на встрече с президентом обозначила четыре будущих источника благосостояния: собственное производство фильмов, прокат оборудования сторонним кинокомпаниям, возвращение «Ленфильму» прав на «золотую коллекцию», сдача павильонов в аренду.

Кинопроизводство

«С «Ленфильмом» все лучше и лучше. Правда. У нас поддержаны три новых фильма», — сказала Любимова президенту.

На самом деле господдержку на 2022 год получили четыре проекта киностудии — документальные «Блокадный футбол» и «Последний теплоход» и художественные «Летом теплый асфальт» и «Последняя цена».

По опыту десятилетки Бондарчука, наивно полагать, что фильмы ждет коммерческий успех. Студия — тотальный неудачник в кассовом кино. Ни один проект, профинансированный государством или снятый на собственные деньги, не окупился. Самая раскрученная «Контрибуция» обошлась в 140 миллионов (из них 80 миллионов из госбюджета), а принесла 6 миллионов. Для сравнения: снятая примерно в то же время военная драма Константина Хабенского «Собибор» с сопоставимым бюджетом в 180 миллионов собрала более 300 миллионов.

Также поддержанные Минкультом на 50 миллионов ленфильмовские «Развод по собственному желанию» и «Птица» собрали по 600 тысяч. Антирекордсменом стал полнометражный мультфильм «Самый рыжий лис». При бюджете более 100 миллионов рублей он принес 10 тысяч.

Лежит на полке и ждет звездного часа фильм «Золотые соседи» (прежнее название — «Этаж»). Его снимали в 2019 году. «Ленфильм» не скупился на оплату гонораров. Актерам уровня Михаила Боярского платили по 10 тысяч долларов (650 тысяч рублей) за день работы. Кроме него в ленте снялись Сергей Шнуров, Семен Стругачев, Иван Охлобыстин, Лия Ахеджакова. Обещанный искрометный юмор создатели талантливо оставили за пределами трейлера, поэтому вряд ли сборы хотя бы компенсируют траты «Ленфильма».

Прокат оборудования

«На «Ленфильме» стоит очередь из российских продюсеров», — сказала министр Любимова Путину.

Эта фраза — отсыл к давнему бизнес-плану по созданию из «Ленфильма» «кормовой базы» для сторонних кинокомпаний. Предполагалось закупить технику и программное обеспечение, чтобы сдавать их в прокат и получать серьезный доход.

«Волшебным пенделем» для вывода «Ленфильма» на самоокупаемую орбиту стал кредит ВТБ — 1,5 миллиарда рублей. В обмен на эти деньги топ-менеджмент студии, как следует из соглашения с банком, обязался не выплачивать себе премии, пока компания не выйдет в плюс, и к 2016-му нарастить годовую выручку до 1 миллиарда рублей. Предполагались привлечение иностранных кинопроизводителей и получение «Ленфильмом» статуса мирового бренда.

Звучало амбициозно, но реалистично. В бизнес-плане киностудии значилась закупка, которая могла уравнять «Ленфильм» с голливудскими образцами.

В 2012 году американская компания Dolby Labs совершила революцию в передаче пространственного звука. Технология получила название Dolby Atmos. Она пришла на смену Dolby Digital, которую видел еще «Бэтмен» 1992 года выпуска.

Суть Dolby Atmos — в создании трехмерной системы координат, в которой звукорежиссер может расположить до 128 источников звука за пределами киноэкрана, в любой области зала. Dolby Digital позволяла работать с семью источниками.

С 2013-го на Dolby Atmos перешел Голливуд, а уже на следующий год «Ленфильм» заключил договоры на поставку и установку съемочной техники и оборудования для постпродакшн на 13 миллионов евро. По его условиям, к началу 2015 года на киностудии должно было заработать ателье перезаписи Dolby Atmos. О перспективности закупки можно судить хотя бы по тому, что уже через пару лет все коммерчески успешные проекты России использовали эту технологию.

Для поставки и монтажа ателье перезаписи «Ленфильм» выбрал итальянскую компанию Cinemeccanica. Она входит в мировую пятерку интеграторов кинооборудования и является техническим спонсором Венецианского международного кинофестиваля.

«Модернизация «Ленфильма» — один из самых важных для нас проектов. Все его участники заинтересованы в том, чтобы оборудовать на студии цех, техническое решение которого станет эталонным для российского и мирового кинопроизводства», — говорил после заключения договора генеральный директор Cinemeccanica Массимо Рива.

Под ателье от «Ленфильма» требовалось укрепить павильон по предоставленным итальянцами чертежам, но к поставке оборудования работы не были закончены. Подвесить Dolby Atmos мешала недостаточная грузоподъемность потолка, заявили в Cinemeccanica. Дорогущую технику сложили в подвале до лучших времен, но они не наступили.

«Мы годами ждем, чтобы закончить установку системы. Скажите же, готов ли павильон?» — спрашивал директор Массимо Рива руководство «Ленфильма» в 2020 году.

Почти весь кредит ВТБ ушел на закупку оборудования, но из-за отсутствия Dolby Atmos экономический эффект стремился к нулю. В 2016 году вместо обещанного миллиарда «Ленфильм» показал выручку 150 миллионов при чистом убытке 200 миллионов. Для крупных кинопроизводителей этап постпродакшн, услуги которого активно предлагал «Ленфильм», без ателье перезаписи Dolby Atmos не имели смысла. Студия до сих пор работает с Dolby Digital.

«К нам идут те, у кого очень мало денег на постпродакшн», — признался «Фонтанке» сотрудник сектора звукотехники «Ленфильма». При полной загрузке это подразделение могло бы приносить до 15 миллионов рублей в месяц, или под 200 миллионов в год. Упущенная выгода за семь лет может составлять до полутора миллиардов.

Осечкой «Ленфильма» воспользовались конкуренты, собравшие все финансовые и репутационные сливки. Новейшим ателье обзавелись «Мосфильм», столичная студия Flysound и петербургские «Мельница» и «Невафильм». К ним для перезаписи на Dolby Atmos своих лент ходит Федор Бондарчук. Одновременно он отказывался поднимать перед советом директоров «Ленфильма» вопрос отношений с Cinemeccanica, хотя итальянский поставщик хорошо знаком ему по личным бизнес-проектам. К примеру, сеть кинотеатров «Кино сити», принадлежавшая Бондарчуку и экс-гендиректору «Ленфильма» Эдуарду Пичугину, успешно пользовалась услугами Cinemeccanicа.

Отсутствие платежеспособных клиентов привело «Ленфильм» к предбанкротному состоянию. К 2019 году весь кредит ВТБ был съеден без отдачи, счета студии арестовали за долги по коммуналке и налогам. Выяснилось, что «Ленфильм» даже не приступал к погашению тела кредита, и Федор Бондарчук выпросил у Владимира Путина еще 1,5 миллиарда рублей.

«Золотая коллекция»

«Золотая коллекция» вернулась в «Ленфильм», — отчиталась министр Любимова президенту Путину.

Так называют библиотеку прав на ленты, снятые до 1992 года. Их около двух тысяч. Кинокомпания не получала доход от показа фильмов по ТВ и в Сети благодаря контракту, который Госфильмофонд подписал с частной организацией «Твин СП». Судя по заявлениям чиновников, теперь «Ленфильм» включен в сделку, и он будет получать половину доходов.

Все десять лет руководство «Ленфильма» жаловалось на бедственное состояние киностудии, в том числе из-за отсутствия денег за показ «золотой коллекции». Но собственник студии — государство в лице Росимущества — никогда не возлагал на нее особых надежд. Во-первых, кредитное соглашение с ВТБ, под которое была выдана госгарантия, предусматривало наращивание «Ленфильмом» выручки до 1 миллиарда в год без учета доходов с продажи прав. Во-вторых, по данным «Фонтанки», «золотая коллекция» приносит около 100 миллионов рублей в год (РБК оценивал доход до 120 миллионов), поэтому отчисления вряд ли сделают погоду в невзрачной бухгалтерии «Ленфильма».

Сдача недвижимости в аренду

С участком на Тамбасова недвижимый актив «Ленфильма» состоял из 30 тысяч квадратных метров строений, которые можно было сдавать в аренду. После продажи остались 3,5 тысячи метров полезной площади — это четыре съемочных павильона на Каменноостровском проспекте. Крупнейший, 1 200 квадратных метров, отдан в аренду «Невскому баталисту» — творческой мастерской, создающей трехмерные панорамы о Великой Отечественной войне. Проект «Пропавшие в кинохронике» поселился на «Ленфильме» на три года.

Оставшиеся павильоны отданы в аренду до конца 2022-го. В лучшие времена, судя по отчетам кинокомпании, сдача помещений не приносила более 100 миллионов рублей в год.

Сколько денег у «Ленфильма»

Результат продажи земли на Тамбасова — появление свободных средств у киностудии впервые за десять лет. Как сообщил «Фонтанке» собеседник в Росимуществе, от полученных полутора миллиардов в распоряжении студии останется 800 миллионов. Остальное уйдет на выплату НДС и расчеты с кредиторами. Еще 50 миллионов принесет «золотая коллекция», в лучшем случае 100 миллионов — аренда, и 150 миллионов — прокат оборудования сторонним кинокомпаниям. Итого миллиард.

Больше 100 миллионов рублей, если верить отчетам прошлых лет, съедят управленческие расходы. Такую же сумму «Ленфильм» вложит в поддержанные Минкультом ленты — судя по всему, без особых шансов на окупаемость.

Еще 150 миллионов «Ленфильм» должен вернуть по новым кредитам банку ВТБ. Деньги брались в конце прошлого года для оплаты просроченных коммунальных долгов и налогов.

Как сообщил «Фонтанке» собеседник в Росимуществе, «Ленфильм» надеется до конца года достроить студию Dolby Atmos. Недоделки оцениваются примерно в 3 миллиона евро, или более 250 миллионов рублей. Но если учесть, что приобретенное программное обеспечение с 2014 года морально устарело, а оборудование за восемь лет хранения в подвале новее не стало, возможно, потребуется обновление.

«Почти наверняка ценник можно удвоить», — оценил собеседник «Фонтанки».

Список необходимых трат уже превышает 800 миллионов, но ревизия еще не окончена.

Сделка на Тамбасова имеет оборотную сторону. «Ленфильм» остался без площадки для хранения реквизита и исторического транспорта, а это около пятидесяти автомобилей. По данным «Фонтанки», студия ищет приемлемую территорию, чтобы взять ее в аренду.

Ну и куда без излюбленной расходной статьи — долговых платежей... В январе 2022 года поставщики энергоресурсов подали новые иски к «Ленфильму». Над студией также висит обязательство компании «Кино Сити» Эдуарда Пичугина. В 2017 году он взял в лизинг цифровые кинокамеры и осветительные приборы, подписав от киностудии — на правах ее гендиректора — договор поручительства. К 2019-му Пичугин задолжал лизингодателю «Солид-Лизинг» более 50 миллионов рублей, следует из решения Савеловского суда Москвы. Фирма подала в Арбитражный суд Петербурга и области к «Ленфильму» и «Кино Сити» иск о банкротстве. Заявление по формальным основаниям оставили без движения до марта.

Служба спасения

Остаться на плаву «Ленфильму» помогут только якорные арендаторы, говорит собеседник в Росимуществе. Заключить трехлетний договор на крупнейший павильон мастерской «Невский баталист» помогло спонсорство медиагруппы «Красный квадрат», принадлежащей Аркадию Ротенбергу.

В 2022-м «Ленфильм» может получить еще одного крупного арендатора, говорят собеседники «Фонтанки». Часть производства полнометражных фильмов из Москвы в Петербург может переместить «Арт Пикчерс студия», принадлежащая Федору Бондарчуку и «НМГ Студии» — специализированному подразделению Национальной медиагруппы, которая владеет долями в Первом канале, СТС, «Рен ТВ», онлайн-платформой more.tv. В прошлом году выручка «Арт Пикчерс студии» превысила миллиард рублей, а за все время существования ее фильмы собрали в прокате более 200 миллионов долларов.

Александр Ермаков, «Фонтанка.ру»

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
37
Присоединиться
Самые яркие фото и видео дня — в наших группах в социальных сетях