В пятницу, 4 февраля, в Петербурге появилась возможность оставить заявку на закрытие больничного листа, причем, как анонсировал глава комитета по здравоохранению Дмитрий Лисовец, сразу двумя путями. Первые тесты услуги пока трудно признать успешными.
Петербуржцы, которых «Фонтанка» попросила рассказать о своем первом опыте заочного закрытия больничного дали понять, что не таких дистанционных технологий ждали от Смольного. «Закрыть? Это шутка? Я со вторника сижу дома и жду приход врача», «Закрыть? Вы серьезно? Попробуйте его открыть, а самое «интересное» — это попасть на прием к врачу! Сейчас талон к врачу, как лотерея, а возможность его заполучить, как утренние торги на бирже «успей за 4 минуты», — возмутились читатели в наших соцсетях. Но претензия не по адресу.
В приказе Министерства здравоохранения от 23 ноября 2021 года четко прописан алгоритм действий медицинских работников. Листок нетрудоспособности оформляется только после осмотра медицинского специалиста, участкового врача в поликлинике или на дому.
Губернатор Александр Беглов заявил, что уже обратился к вице-премьеру Татьяне Голиковой и министру здравоохранения Михаилу Мурашко с просьбой ускорить подготовку разрешения на выдачу больничного листа без очного осмотра — только с использованием дистанционных технологий. И министр заверил, что на этой неделе будут приняты необходимые решения. Но пока возможно лишь закрытие. Так что рассказываем о нём.
Путь первый — закрытие через службу 122. В теории всё просто: после звонка на короткий номер нужно выбрать в голосовом меню пункт 3 — «Закрыть больничный лист». Дальше назвать свои ФИО, контактный телефон, адрес, после чего заявка на закрытие больничного отправится в поликлинику.
Как обещают в Смольном, работники поликлиники должны перезвонить каждому, оставившему заявку, чтобы убедиться, что действительно требуется закрыть больничный лист, и выполнят это дистанционно. При ковиде нужен будет отрицательный тест, при ОРВИ сделают без него. Закрытый больничный появится на госуслугах.
На практике ничего не получилось: оператор брала трубку в пределах минуты, но её практически не было слышно, несмотря на максимальную громкость динамика телефона. Попытки перезвонить позднее не помогали — ситуация повторялась.
Тогда «Фонтанка» решила попробовать закрыть больничный вторым путем — через портал «Здоровье петербуржца». Но и там потерпела фиаско: несмотря на обещание запустить после обеда новый функционал, этого не произошло и к 17 часам.
Как уточнили в комздраве, возможность должна появиться в ближайшие часы. Кнопка «Заявка на закрытие больничного листа» добавится в разделе «Сервисы».
Читатели «Фонтанки» тоже добивались своего с боем.
«Звонила в 8 утра, чтоб закрыть больничный! Трубку взяла девушка, сказала про это ничего не знаю и просто записала для меня вызов врача на дом», — рассказала читательница Маргарита.
«Оставил запрос в 9 утра, сижу жду. Пришла отбивка из поликлиники «По вашей заявке планируемая дата визита врача: 04.02.2022». Не понял, что это значит. Попытался дозвониться в поликлинику, позвонил ещё раз в 122. Мне сказали, что они не в курсе, как будет происходить процедура, посоветовали сходить и выписаться по старинке. В итоге сходил и выписался «ногами»», — рассказал Александр.
У некоторых опыт оказался более успешным. Хотя теперь остается ждать, когда информация дойдет до госуслуг.
«Моя заявка была почему-то зарегистрирована, как вызов врача на дом, видимо, система ещё сырая. После подачи заявки перезвонили через 2 часа, уточняли, почему я вызвала врача на дом, что у меня случилось, и попросили самостоятельно подойти к кабинету участкового терапевта. Я им объяснила, что мне нужно дистанционно закрыть больничный лист. Сказали, что это сделать могут и приходить тогда не нужно. Конечно, уточнили мое самочувствие, и какой диагноз мне был поставлен — у меня не ковид. Также уточнили дату открытия и каким числом закрывать. На данный момент больничный пока висит открытым. В поликлинике объяснили, что информация на «Госуслугах» обновляется не сразу, поэтому жду», — рассказала Елена.
«В 10 утра позвонила на 122, из поликлиники перезвонили в 13:30. Про самочувствие практически не спрашивали, уточнили только, есть ли какие-то недомогания, и сообщили что «больничный закроем, ждите информацию на «Госуслугах»». Про тест у меня не спрашивали — у меня ОРВИ. Уведомление в «Госуслуги» ещё не приходило», — рассказала «Фонтанке» читательница Анастасия.
Жалобы на задержку с обновлением статуса появились и под постами Смольного про запуск дистанционных больничных. «А вот как объяснить и доказать работодателю, что больничный закрыт?» — вопрошают петербуржцы. «По данному вопросу вам необходимо обратиться в учреждение здравоохранения», — отвечают специалисты.
Есть и еще один нюанс, который ограничивает круг лиц, которые могут воспользоваться предложением по закрытию.
«Необходимо оговориться: для того, чтобы дистанционно закрыть больничный лист, граждане должны были первично обращаться в поликлинику по месту жительства. Если они хотят закрыть больничный лист в другой поликлинике, к сожалению, им придется явиться на приём очно. Это условие связано с тем, что медицинская информация должна находиться у врача, который пациента принимал и который открывал больничный», — уточнил глава комздрава Лисовец.
Несмотря на временные трудности, в Смольном настроены на скорое расширение функционала сервиса.
«Как только появится нормативно закрепленное разрешение на выдачу больничного листа без очного осмотра, возможность направлять такие заявки в поликлиники также будет добавлена к функционалу службы 122», — анонсировала председатель комитета по информатизации и связи Юлия Смирнова.
Тем временем в Москве больничные открывают, продлевают и закрывают по телефону, причем в инициативном порядке и несмотря на все ограничения законодательства. Как это работает — «Фонтанка» описывала здесь.
Илья Казаков, «Фонтанка.ру»